СОЦИОЛОГИЯ
Часть первая
Краткий очерк классического этапа истории западной
социологической мысли
Учебное пособие для студентов БГЭУ
Минск
2008
Общая характеристика социологии середины Х1Х – начала ХХ вв.
Монофакторные теории
Социология как самостоятельная наука возникла в середине Х1Х века на Западе в связи возникшими проблемами в обществознании, которые нужно было решать новыми способами с привлечением новых систем знаний. В середине и второй половине Х1Х века возрастает авторитет естественных наук, расцветает позитивистско-натуралистическое мировоззрение.
Скрытую мировоззренческую базу для многих натуралистических течений предоставляла так называемая механистическая школа, к которой можно отнести социологические концепции, сравнивающие социальные процессы явления с физическими процессами и явлениями, а также использующие для объяснения социального мира понятия механики, физики в широком смысле, энергетики и т.п.
Механицисты развили понимание общества как статистического агрегата частей (в противоположность органическим концепциям общества), прототипом которого было понятие механизма, взятое в его отличии от живого организма. «Агрегатная» концепция общества способствовала применению статистических методов в социологии, опиравшихся на соответствующее понятие целого.
Широко использовал количественные данные и их графические представления американский экономист и социолог Генри Чарлз Кэри (1793 – 1879). Подобная схема объяснения общества также наблюдается у по праву считающегося основателем социологии как науки, французского философа, социолога – Огюста Конта (1798 – 1857). Известный естествоиспытатель, выдающийся химик Вильгейм Фридрих Оствальд (1853 – 1932) пытался объяснить социальное количественно-механистическим образом. Авторитет математического естествознания помогал распространению механистического типа мышления в начале ХХ века. Идеи социальной физики так или иначе развивали Владимир Михайлович Бехтерев, Леон Винярский, Альфред Лотка, Вильфредо Парето и др.
Не менее интересна в истории социологической мысли географическая школа, в которой специально изучалось влияние разных факторов географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны, геофизических и космических процессов, смены времен года, распределение водных ресурсов, природных богатств и т.д.) на отдельные социальные процессы и явления (рост населения, функционирование экономики, политический строй и т.д.). Одним из первых, кто в стремлении обосновать объективную закономерность исторического развития приводил многочисленные примеры того, как специфические ландшафт, климат, урожайность почвы, питание определили различия между народами в сознании, телосложении, накоплении богатств, социальной организации и в их исторических судьбах, был английский историк-позитивист Генри Томас Бокль (1821 – 1862).
Выдающимися социогеографами были немецкий ученый Карл Риттер (1779 – 1859), наряду с Александром Гумбольдтом (1769 – 1859) считающийся основоположником современной географии, французы Фредерик Ле Пле (1806 – 1882), Анри де Турвиль (1843 – 1903) и Эдмон Демолен (1852 – 1907). В становлении антропогеографии, в частности политической географии, видную роль сыграл Фридрих Ратцель (1844 – 1904) и др.
Одним из ярких социологических направлений является эволюционизм, который опирался на представление о единстве законов истории природы и истории человека, о единстве метода естественных и общественных наук. В биолого-эволюционных школах социальную эволюцию рассматривали как продолжение или составную часть биологической эволюции. Представители данного направления полагали, что, подобно закономерностям роста организмов, существует некий органический закон развития общественных институтов, который определяет постепенный и регулярный характер их изменений, одинаковых во всем мире.
Представители позитивистски ориентированных натуралистических направлений объясняли развитие общества действием определенных детерминирующих факторов, понимаемых как естественные объективные силы.
Так, биоорганическая школа особое значение приписывала структуре социального целого, причем прототипом общества выступает организм; общество, подобно организму, представляет собой непростую сумму отдельных индивидов (клеток), а надындивидуальную целостность. Общество как целое приобретает новые качества и в этом смысле больше суммы своих частей. В объяснении существует логический примат целого над частью. Функции частей могут быть поняты только через функции целого, к которому они принадлежат. Видными представителями органической школы были Герберт Спенсер (1820 – 1903), Пауль Лилиенфельд (1829 – 1903), Альберт Шеффле (1831 – 1903), Рене Ворс (1869 – 1926), Альфред Фулье (1838 – 1912) и др.
В расово-антропологической школе придавалось большое значение влиянию биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на общественную жизнь. Основные тезисы данной ветви социологии впервые выдвинул Артюр де Гобино (1816 – 1882), суть которых сводилась к следующему: 1) социальная жизнь и культура – продукт расово-антропологических факторов; 2) расы не равны между собой, и это обусловливает неравенство («превосходство», «ущербность», «опасность») соответствующих культурных творений; 3) социальное поведение людей целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью; 4) расовые смешения вредны. В дальнейшем данное направление было развито Хаустоном Стюартом Чемберленом (1855 – 1927), Жоржем Ваше де Ляпужем (1854 – 1936) и др.
Социальный дарвинизм – одно из интересных школ, которое отводило значительную роль в социальной жизни борьбе за существование и естественному отбору. Следует отметить, что представление о существовании единой социал-дарвинистской «школы» с общими теоретическими принципами является упрощенным. Так, например, по-разному осуществляли отождествление социальных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.