Элементы и тех и других систем принимают решения, демонстрируя тем самым творчество в широком смысле этого слова.
4. В обоих типах рассматриваемых систем присутствует процесс изобретения, т.к. в основе любых социальных изменений есть значительная доля субъективного фактора.
ТРИЗ – наука, позволяющая не только выявлять и решать творческие задачи в любой области знаний, но и развивать творческое мышление, развивать качества творческой личности. [1, 2, 4]
Основная суть ТРИЗ – выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития искусственных технических систем.
Функция ТРИЗ:
1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
2. Решение научных и исследовательских задач.
3. Выявление проблем и задач при работе с ТС и при их развитии.
4. Выявление и устранение причин брака и аварийных ситуаций.
5. Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.
6. Прогнозирование развития ТС и получение перспективных, в том числе принципиально новых решений.
7. Объективная оценка решений.
8. Систематизирование знаний в любых областях деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе, развивать конкретные науки.
9. Развитие творческого воображения и мышления.
10. Развитие качеств творческой личности.
11. Развитие творческих коллективов.
В состав ТРИЗ входят:
1. Законы развития ТС.
2. Информационный фонд состоящий из:
2.1. Системы стандартов на решения изобретательских задач (типовые решения определенного класса задач из любой области);
2.2. технологических эффектов (физических, химических, биологических, математических) и таблиц их использования;
2.3. приемов устранения противоречий и таблицы их применения;
2.4. ресурсов природы и техники и способов их использования.
3. Структурный вещественно-полевой анализ ТС.
4. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).
5. Методы развития творческого воображения.
Зародившись в недрах инженерного дела эта практическая дисциплина весьма успешно применяется в педагогике [6], психологии для стимулирования и изучения процессов творческого мышления [5], бизнесе, менеджменте, маркетинге [7, 14]. Имеются работы по развитию музыки [8], искусства [9]. Выявлены приемы журналистики [10], рекламы [11]. Читаются курсы социального ТРИЗ (решение жизненных проблем).
С другой стороны применение ТРИЗ для решения системных проблем в социальных структурах очевидно требует адаптации и модификации системы ТРИЗ, разработанной для технических решений в неживых системах. Для этого необходимы теоретические исследования в следующих направлениях:
1. Вместо законов развития искусственных технических систем сформулировать законы развития социальных систем, наделенных волевым поведением с учетом ценностно-целевых аспектов;
2. Необходимо сформулировать основные законы циркуляции информации в социальных системах, т.к. с их помощью система понимает, что у нее происходит внутри, а что – наружи и отвечает соответствующей реакцией;
3. Описать жизненный цикл социальной системы, т.е. выявить возможные пути развития социума и определить соответствующие им условия. Все развития и самоорганизация систем, состоящих из живых организмов, принимающих самостоятельные решения разворачивается в пространственно-временном поле. Пространственные процессы – это дезинтеграционные и интеграционные процессы. При распространении элементов системы во времени эти процессы имеют вид диахаранизации и синхронизации, при изучении взаимодействия особей- конкуренции и кооперации эти процессы играют основную роль в организации социальных систем, влияют на возможные сценарии развития последних.
4. Разрабатывать методы количественной диагностической оценки состояния социальной системы.
5. Предложить алгоритмы инженерных решений, позволяющие предотвратить нежелательные направления в жизни системы и продлить ее жизнь. источники всех проблем – это системные противоречия. К их возникновению приводят определенные закономерности в развитии систем. Эти закономерности предстоит еще сформулировать. В свою очередь, ТРИЗ располагает серьезным арсеналом приемов разрешения системных противоречий. Надо разрабатывать стандарты разрешения этих противоречий методологии, принятыми в гуманитарных дисциплинах.
6. Необходимо проанализировать роль ресурсов на различных этапах развития систем. Ресурсы нужны для решения системных противоречий. Ресурсы времени, пространства, вещества, информации имеют свою
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.