Актуальность изучения данной дисциплины прослеживается в значимости объективного научного анализа студентами, живущими в сложный трансформационный период развития общества, вопросов, связанных с причинами появления веры в священное, способов ее существования и форм распространения.
Цель преподавания дисциплины – формирование навыков самостоятельного методологического анализа религиоведческих проблем и расширение духовно-культурного кругозора студентов.
Задача изучения курса – систематизировать имеющиеся знания по религиоведению с учетом культурного и социально-политического развития общества, углубить представление студентов в области теории и истории религии.
Данное учебно-практическое пособие включает в себя 2 раздела: 1. Теория религии, 2. История религии. В конце каждого раздела даются тренировочные задания для проверки умения обобщать пройденный материал. Для систематизации накопленных знаний предлагаются тесты, состоящие из 10 вопросов с вариантами ответов, правильным из которых является только один. Заканчивается УПП вопросами для повторения, целью которых служит помощь в закреплении пройденного курса. Контрольные итоговые вопросы предназначены для проведения зачета по "Религиоведению".
1. ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ.
1.1. Предмет религиоведения.
История человечества не знала абсолютно безрелигиозной стадии существования. Религия всегда была связана с общественной психологией, с уровнем развития духовной и экономической культуры. Поэтому она представляет собой сложное, многоуровневое явление. Изучение религиозного феномена осуществляется целым рядом дисциплин, совокупность которых и образует специфическую область знания – религиоведение.
Исторически первыми формами религиоведческого знания являются теология – учение о Боге в католической и протестантской традиции и богословие как наука прославления Бога в православной традиции, поскольку она отвергает способность познать Бога и считает возможным только его прославление. Теология и богословие появились из стремления разъяснить основные положения религии, перевести содержащиеся в священных книгах, постановлениях соборов образы и догматические формулы на язык понятий, сделать их доступными массе верующих. Богословско-теологический подход – это подход к религии как бы изнутри, с позиций самой религии. Понять религию, считают теологи, может только религиозный человек. Нерелигиозному человеку она просто недоступна. Конечная цель теологии
- защита и оправдание религиозного вероучения, доказательство непреходящей значимости религии для общества и человека.
Философия и наука в противовес теологии стремятся выйти за пределы религиозного опыта, подвергают религии критическому исследованию с позиций разума, логико-теоретических и эмпирическо-научных критериев истинности. Критическая рефлексия необходима для того, чтобы проверить насколько прочны такие человеческие установления как коллективные верования, нравственные устои жизни и отбросить те из них, которые обнаружили свою неадекватность времени, а те, которые выдержали проверку поставить на более прочный фундамент знания.
В философии религии выделяются основные тенденции: 1) стремление вскрыть и описать сущность религии в контексте общей философской картины мира; 2) предоставить философское обоснование той или иной религиозной позиции; 3) стремление к логическому анализу религиозного языка. Эти тенденции взаимосвязаны.
Поскольку религиоведение является комплексной дисциплиной, в ней используются общефилософские, общенаучные и частнонаучные методы, на основе использования которых формируются пограничные отрасли знания. К ним следует отнести социологию религии и психологию религии. М.Вебер одним из первых сформулировал специфику социологического подхода к религии. По его мнению, социолога интересует не сущность религии, а условия ее существования. Религия интересна как особый тип мотивации социального поведения людей. Именно на основе религиозных установок все происходящие в жизни человека события квалифицируются им как смысложизненные или бессмысленные. Религиозное истолкование мира является средством ориентации в нем. Религия рисует определенную картину мира и в то же время задает систему ценностей и норм, в соответствии с которыми одни действия запрещаются, а другие разрешаются. Тем самым она создает моральные нормы поведения человека. Особое внимание М.Вебер уделял выявлению влияния религиозного фактора на отношение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.