Самосознание личности и ее жизненный путь. Понятие самосознания. Структура и критерии самосознания. Проявления самосознания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

§6. Самосознание личности и ее жизненный путь.

Воспитание - неизбежный конфликт, ибо оно есть принуждение к тому, что нужно, вопреки тому, что хочется.

Б.

Понятие самосознания. Структура и критерии самосознания. Проявления самосознания. Я-концепция личности. "Я-идеальное" и "Я-реальное". Самоактуализация личности.

Человек – существо сознательное. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое «Я» от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир  предметом осмысления и понимания.

Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта жизнедеятельности. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, происходит более или менее глубокое осмысление себя.

Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но и изменяет отношение человека к себе. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания (это особенно характерно для подросткового и юношеского возраста) человек открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой Я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

1.  Самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2.  Собственное мировоззрение -  как целостная система взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии.

3.  Самоутверждение своей самостоятельности - стремление заново и критически осмыслить все окружающее, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья и т.д.

В жизни каждого человека особую роль играют первые 20 лет, когда развивается система представлений о себе, о своей собственной личности – представления, объединяемые понятием «Я – концепция». Изучая эти проблемы, ученые неизбежно сталкиваются с необходимостью детального изучения вопроса о влиянии Я – концепции на поведение личности. Среда оказывает существенное влияние на формирование как позитивной, так и негативной Я-концепции. Родители, педагоги, сверстники представляют обратную связь, формирующую представления человека о собственной значимости или бесполезности.

На наш взгляд, наиболее  убедительным является вариант Я-концепции, принадлежащий одному из ведущих английских психологов Роберту Бернсу. Он определяет Я-концепцию как динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность, т.е. динамическую систему представлений человека о себе.

Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Ребенок начинает говорить о себе "Я", узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5 - 3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя, понимать свои потребности

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
58 Kb
Скачали:
0