6.4. Методы педагогических исследований.
Часто говорят, и недаром, что наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. С каждым шагом методики вперед, мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт с невидимыми ранее предметами. . |
Общая характеристика методов. Особенности методов педагогического исследования.
Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включает их в систему известных знаний. Поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых в ней методов исследования.
Какими же особенностями науки о воспитании обусловлены методы педагогических исследований?
Характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания и вариативность результатов. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно изменить влияние даже одного-двух факторов, чтобы эти результаты существенно отличались между собой. Неопределенный, неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования.
Педагогические процессы характеризуются своей неповторимостью. В области естественных наук например, (физика, химия) исследователь может многократно повторять эксперимент, используя одни и те же материалы и создавая неизменные условия. В результате он приходит к однозначному заключению – связь между исследуемыми факторами существует или же ее нет. Педагог-исследователь такой возможности лишен. При повторном исследовании он уже имеет дело с другим материалом, да и условия почти никогда не удается соблюсти прежними. В результате проведенной ранее работы характеристики исследуемых данных изменяются необратимо. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен, как бы тщательно он ни был подготовлен и проведен. Учитывая это обстоятельство, педагоги формулируют свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.
Подчеркнем еще одну важную особенность педагогических процессов. В них участвуют люди всех возрастов, начиная с грудных младенцев. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы и проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых. Желательно, чтобы они давали положительный учебно-воспитательный эффект. Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены.
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Существует большое количество классификаций методов педагогического исследования. Наиболее приемлемой, на наш взгляд является классификация, предложенная И.П. Подласым. Он выделяет 5 групп методов:
1. Традиционно-педагогические методы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Педагогическое тестирование.
4. Методы исследования коллективных явлений.
5. Количественные методы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.