Методы педагогических исследований. Общая характеристика методов. Особенности методов педагогического исследования

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

6.4. Методы педагогических исследований.

Часто говорят, и недаром, что наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. С каждым шагом методики вперед, мы как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам более широкий горизонт с невидимыми ранее предметами.

                                              .

Общая характеристика методов. Особенности методов педагогического исследования.

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включает их в систему известных знаний. Поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых в ней методов исследования.

Какими же особенностями науки о воспитании обусловлены методы педагогических исследований?

Характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания и вариативность результатов. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно изменить влияние даже одного-двух факторов, чтобы эти результаты существенно отличались между собой. Неопределенный, неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования.

Педагогические процессы характеризуются своей неповторимостью. В области естественных наук например, (физика, химия) исследователь может многократно повторять эксперимент, используя одни и те же материалы и создавая неизменные условия. В результате он приходит к однозначному заключению – связь между исследуемыми факторами существует или же ее нет. Педагог-исследователь такой возможности лишен. При повторном исследовании он уже имеет дело с другим материалом, да и условия почти никогда не удается соблюсти прежними. В результате проведенной ранее работы характеристики исследуемых данных изменяются необратимо. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен, как бы тщательно он ни был подготовлен и проведен. Учитывая это обстоятельство, педагоги формулируют свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.

Подчеркнем еще одну важную особенность педагогических процессов. В них участвуют люди всех возрастов, начиная с грудных младенцев. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы и проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых. Желательно, чтобы они давали положительный учебно-воспитательный эффект. Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены.

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений  и построения научных теорий.

Существует большое количество классификаций методов педагогического исследования. Наиболее  приемлемой, на наш взгляд является классификация, предложенная И.П. Подласым. Он выделяет 5 групп методов:

1.  Традиционно-педагогические методы.

2.  Педагогический эксперимент.

3.  Педагогическое тестирование.

4.  Методы исследования коллективных явлений.

5.   Количественные методы.

Традиционно-педагогические методы. Это методы, которые достались педагогической науке по наследству и которыми еще пользовались Платон и Квинтилиан,  Коменский и другие. Они же применяются и поныне. К ним относятся: наблюдение, изучение опыта, первоисточников, беседа

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
152 Kb
Скачали:
0