8.7. Пути саморазвития и самосовершенствования личности.[1]
Развитие личности – это процесс постоянных выборов между двумя полярными отношениями к миру и себе: между доверием и недоверием, между инициативой и пассивностью, между компетентностью и чувством неполноценности. Эрик Эриксон |
Самосовершенствование личности. Акмеологические основы самосовершенствования. Карьера и ее значение. Пути самосовершенствования личности. Имидж и его составляющие.
Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.
В понятие «компетентность» сегодня включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни.
То, что проблема достижения личностью вершин творческого саморазвития и профессиональной зрелости приобретает в последние годы все большую теоретическую и практическую актуальность, подтверждается самим формированием акмеологии как особой междисциплинарной отрасли знания.
Акмеология (от греч. akme – вершина) – наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.
- Во–первых, «акме» обосновывается как интегративная характеристика личности, которая как бы суммирует основные параметры ее зрелости (социальной, психологической, нравственной и т.д.);
- Во-вторых, наиболее фундаментальными критериями «акме» выступают саморегуляция личности и творчество как ее высшее проявление;
- В-третьих, «акме» рассматривается не только как итог, но также как процесс становления зрелости, который имеет на каждом из этапов развития личности свои критерии и особенности проявления;
- В-четвертых, это последнее открывает возможность изучения становления «акме» в образовательных системах.
В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.).
Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.
Акмеология личности исследует закономерности достижения акме физического, интеллектуального и духовного развития человека.
Государственными институтами, обеспечивающими возможность непрерывного образования, самосовершенствования, являются: общеобразовательная школа, учебные заведения профессионального (профессионально-технического, среднего специального, высшего) образования, институты повышения квалификации и дополнительного образования.
Непрерывное образование в отечественной культуре рассматривается в нескольких контекстах:
1) это концепция, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека;
2) целенаправленное освоение социального опыта с использованием всех имеющихся образовательных систем;
3) образование за пределами базового образования, приобретение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.