систем индивидуализированного обучения получили свое название по имени городов, где впервые были применены или по имени авторов.
В 1898 году в США появляется батавская система, которая получила свое название по имени города Батавия, где впервые была апробирована. Ее автор, школьный инспектор Дж. Кеннеди, считал, что коллективное обучение, ориентированное, как правило, на учащихся со средними способностями, неблагоприятно как для менее, так и более способных учеников. В рамках эксперимента с классами, которые имели увеличенный состав учеников, работали два учителя. Старший учитель вел фронтальную работу с классом на уроке, ассистент – индивидуальные занятия с отдельными учениками после уроков. Считалось, что такое сочетание коллективного и индивидуального обучения позволит обеспечить всем учащимся продвижение в изучении материала и необходимую помощь.
В 20-е гг. ХХ века в Германии получает распространение мангеймская система обучения, названная по имени города Мангейм, где впервые была применена. Ее автор – немецкий педагог Й. А. Зиккингер (1858-1930). В основу системы была положена идея группирования детей в классы в зависимости от их способностей.
Отбор детей в классы осуществлялся на основе психометрических обследований, наблюдений, характеристик учителя, результатов экзаменов. Предполагалось, что в зависимости от успехов ученик сможет перейти из одного класса в другой. Однако в действительности это было невозможно, поскольку учебные программы существенно различались. Мангеймская система получила распространение в Европе. До сих пор деление школьников по способностям широко практикуется в работе школ Великобритании, США, Франции и других стран.
В 1919г. в г. Виннетка (США) начался эксперимент по внедрению системы индивидуализированного обучения. Автором и руководителем эксперимента был К. Уошборн (1889-1968). В основу новой системы обучения - Виннетка-план была положена идея предельной индивидуализации учебного процесса, при которой каждый ученик занимается по своему индивидуальному плану. Учитель никогда не работал со всей группой, он подходил к одному ученику, другому, консультировал, корректировал, контролировал. В Виннетка-план школах отсутствовало жесткое поурочное планирование, была введена кабинетная система обучения. Считается, что Винетка-план является типично американской системой обучения, поскольку в ее основу положены такие национальные черты как индивидуализм, практицизм, инициативность, организованность.
В 1924 г. в Германии в экспериментальной школе при Йенском университете была апробирована новая система обучения, получившая название Йена-план. Ее автор, профессор кафедры педагогики Йенского университета П. Петерсен (1884-1952), возглавил эксперимент по апробации новых форм обучения и воспитания в рамках дифференцированного подхода к способностям и склонностям детей.
Согласно его концепции, школа – это содружество детей и взрослых, которые объединялись в школьную общину. В школе существовали четыре вида деятельности: игра, диалоги, обучение, праздник. Отсутствовали уроки, перемены, оценки, наказания и поощрения. Вместо традиционных парт была подвижная мебель, которая легко перемещалась. В процессе обучения преподавались обязательные и элективные (по выбору) предметы. Йена-план система обучения на протяжении ХХ века в различных вариантах использовалась западноевропейскими учебными заведениями.
Наиболее радикальной системой индивидуализированного обучения считается Дальтон-план. Его автор – американская учительница Е. Паркхерст (1887-1973). Как и предыдущие, свое название система обучения получила по имени города, где впервые была применена.
Процесс обучения по Дальтон-плану строился следующим образом. В начале учебного года ученик заключал с учителем контракт о проработке учебных заданий в намеченный срок. Выполнение заданий фиксировалось в «рабочей книжке» учащегося
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.