Обучение иностранным языкам на рубеже столетий
РазДел И
Обучение иностранннм языкам в средней школе
Н.Р.Аниськович (Минск)
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РЕЧЕВОМУ
ВЗАИМОДЕЙСТВШО НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Организация и регулирование речевого взаимодействия в соответствии с ситуацией общения обеспечивается стратегической компетенцией, которая подразумевает способность использовать вербальные и невербальные стратегии для компенсации пробелов в знании языка общения.
Стратегическая компетенция рассматривает также способности и качества, включающие лингвострановедческую и социошщгвистическую наблюдательность и общительность. Последняя представляет собой целый комплекс свойств: речевая контактность, речевая тактичность, коммуникативная гибкость и вариативность речевого и соматического поведения.
Успешность взаимодействия собеседников в процессе общения во многом зависит от применяемых стратегий и тактик. Владение стратегиями подразумевает сознательное использование адекватных вербальных и невербальных средств в случае возникновения затруднений в процессе общения. Коммуникативные стратегии следует рассматривать как потенциально сознательные планы отдельной лиЧНОСТИ для решения проблемы достижения конкретной коммуникативной цели Кроме этого, целесообразно учитывать составляющую речевой стратегии, к которой относят такие виды действий, как аргументация, мотивация, выражение ЭМОIЩЙ (симпатий, антипатий), размышление вслух, оправдаюте. Уровень стратегий отличается от тактик качественно более сложной и многоплановой организацией деятельности. В рамках стратегии, как правило, сочетаются и перекрещиваются различные типы тактик.
Стратегии общения различаются по степени возможности и их роли в достижении коммуникативной цели. Так, функционально более нагруженные стратегии высказывания могут затрагивать: 1) целесообразность темы; 2) отношение собеседников к предмету разговора; 3) заинтересованность в беседе; 4) уместность разговора для даюшх условий; 5) соответствие обстановке разговора физических параметров речи; 6) отношение к манере говорить и к эмоциональному состоянию; 7) истот-иик сведений; 8) соблюдение конфиденциальносм. Специально могут быть введены и оговорены переспросы, неточности, отсушения, комментарии, добавления, примеры, аргументы, контраргументы, варьирования изложения мысли, т.е. все виды учебных действий, обучаюшиХ умениям речевого взаимодействия.
В процессе формирования навыков и умений речевого взаимодействия нами выделены три основных этапа:
22
1) формирование ориентировочной основы, включающее наблюдение и ОШВ речевого поведения участников общения;
2) формирование стратегии и тактических приемов ее реализации в отденых фрагментах речевого взаимодействия;
3) развитие умений речевого взаимодействия в условиях реального или жающегося к реальному общения.
Одним из способов овладения речевым взаимодействием на уроках ангВского языка, как показали результаты констатирующего и разведывательнокового экспериментов, является учебное сотрудничество, корпоративное ение (cooperative learning), предполагающее учебное сотрудничество в разформах и режимах работы. В основе стратегии сотрудничества лежат стимулирования и направления педагогом познавательных и жизненных сов обучаемых, предусматривающие все уровни общения. Благодаря обучаемых друг с другом, с учителем возникает столь необходимый , и коммуниканты поочередно выполняют разные социальные роли лиисполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя
Учебное сотрудничество положительно влияет на деятельность его участЭто выражается в том, что в условиях сотрудничества более успешно ся сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый материал. овая форма работы повышает уровень коммуникативных умений. Принкорпоративного обучения реализуются в 3-х планах:
3) установка на коллективное творчество,
(2) активное участие каждого обучаемого в решеюш поставленной задачи, ) выбор каждым обучаемым личностно-значимого предмета продуктивили рецептивного вида речевой деятельности (в смысле знания средств ачения этого предмета, способов его выражения и предпочтения).
Коллективная коммуникативная деятельность обучаемых понимается слеобразом. Перед группой обучаемых ставится мыслительная задача, е которой возможно только при условии их коллективной работы. Корная деятельность имеет общий групповой результат. При этом индивиные высказывания обучаемых имеют общий для всей группы смысловой рок учебного сотрудничества и взаимодействия должен отвечать слекритериям :
положительное взаимодействие участников общения, которое заключа) том, что обучаемые «плавают и тонут» вместе, т.е. они должны не только изучить материал, но и обеспечить его полное понимание всеми членами
Таким образом, на них лежит двойная ответственность, для которой я термин положительное взаимоДействие;
2) корпоративное взаимодействие всех членов группы, которое проявляетоказании помощи друг другу при изучении материала, что способствует ному успеху. Вербальная коммуникация определяет результаты процесса ения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.