соответствии с данными уровнями MP - выделяются два этапа в обучении: I) этап обучения монологическому высказыванию на уровне СФЕ; 2) этап обучения MP текстового уровня.
Исходя из этого задачами урока по развитию умений МР являются:
- научить высказываться обращенно к конкретному лицу,
- научить выражать законченную мысль,
- научить выражаться логично и связно,
- научить высказываться с достаточной скоростью.
Коммуникативными задачами монологической речи могут быть:
1. сообщение
2. объяснение
3. одобрение
4. осуждение
5. убеждение
Выполнение поставленных задач достигается в процессе выполнения условно- речевых упражнений УРУ (имитативных, подстановочных, трансформационных репродуктивных) и РУ типа: расскажи, объясни, посоветуй, покритикуй, убеди.
На репродуктивном уровне они носят комплексный характер (т.е. помогают по форме и содержанию). Например, прослушивается текст, затем показывается аналогичная картинка (меняется только имя или цвет и т.п.) дети воспроизводят текст.
Образцом может быть печатный текст (прочли про весну, а рассказать про осень) или структурный скелет (дается картинка horseи опора Thisisa...
It'sadomestic...Itliveson ...Iteats...меняются картинки, а скелет остается).
На репродуктивно-продуктивном уровне используется план, ключевые слова, вопросы, картинки, игрушки и т.п. Полные ответы на вопросы в данной последовательности позволяют построить монологическое высказывание.
На продуктивном уровне используются стимулы (аудио или печатный текст, картина, фильм, музыкальное произведение и т.п.).
Упражнения для обучения
монологической речи
В соответствии с данными уровнями MP - выделяются два этапа в обучении: I) этап обучения монологическому высказыванию на уровне СФЕ; 2) этап обучения MP текстового уровня.
Упражнения для MP на уровне СФЕ
а) подготовительные
1) работа с логико-синтаксической схемой (ЛСС)» ЛСС это каркас структурная схема программы речевого высказывания на уровне СФЕ;
2) упражнения на расширение высказывания;
3) упражнения на сокращение высказывания;
4) работа с текстом-образцом;
5) игра «снежный ком»;
6) планирование будущего высказывания;
7) запись ключевых слов к будущему высказыванию по данным ситуациям.
б) речевые упражнения:
1) описание картинки-схемы (картинки с неразвернутой ситуацией);
2) высказывание в связи с проблемной ситуацией, работа с ЛСКП пословицей, поговоркой;
3) составление, мини высказывания к отдельным кадрам эпифильма, диафильма;
Упражнения для обучения MP текстового уровня
а) подготовительные:
1. Работа с текстами-образцами монологических высказываний разных видов (описания, повествования, рассуждения):
― разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их;
― расположите пункты плана, данного на доске, в соответствии с логикой изложения мыслей в тексте;
― сформулируйте главную мысль текста;
― подберите к каждому пункту собственного плана текста ключевые слова и слова-связки.
2. Различные виды пересказа текста (краткий, выборочный, пересказ с расширением информации исходного текста):
― расскажите только о том, что подтверждает следующую мысль;
― составьте план сообщения, используя материал 3-х прочитанных текстов»
б) речевые:
1) Составление рассказов (Story Telling)
― мимическая история (по жестам и воображаемым действиям);
― рассказ по серии картинок;
“jigsaw stories”: Класс делится на группы, каждой группе даётся свой комплект разрезанных картинок, по которому они составляют рассказ. Затем один учащийся из каждой группы переходит в другую и рассказывает свой рассказ.
2. Решение проблемных задач с аргументацией, доказательством своего мнения. Участие в дискуссии, ролевой игре, дебатах»
Развитие умений говорения на основе текста
для чтения на старшем этапе
В условиях классно-урочной системы, при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций текст для чтения может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, представить необходимый фактический и языковой материал для оформления собственного высказывания и служить образцом для него.
Исходя из этих функций текста, важно изучить способы развития умений говорения на его основе.
Процесс порождения устноречевого высказывания (УРВ) на основе текста нуждается в организации целенаправленного управления им, учитывая при этом определённую пошаговость, логическую и методическую последовательность в постановке заданий (принципы от лёгкого к трудному, от простого к сложному, поэтапность понимания текста, логику построения каждого вида УРВ и др.).
Управление данным видом речевой деятельности имеет стандартизированную структуру:
Ø постановка задачи
Ø указание на пути её решения
Ø решение задачи
Ø контроль
Основными факторами, характеризующими процесс развития умений говорения на основе текста для чтения являются:
― коммуникативная задача (КЗ1), направленная на чтение
― КЗ2, направленная на говорение
― характер работы над текстом, определяемый КЗ1, и КЗ2
Модель управления данным процессом представлена в виде таблицы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.