Методика обучения иностранным языкам. Психологические и лингвистические характеристики монологической речи

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

соответствии с данными уровнями MP - выделяются два этапа в обучении: I) этап обучения монологическому высказыванию на уровне СФЕ; 2) этап обучения MP текстового уровня.

Исходя из этого задачами урока по развитию умений МР являются:

- научить высказываться обращенно к конкретному лицу,

- научить выражать законченную мысль,

- научить выражаться логично и связно,

- научить высказываться с достаточной скоростью.

Коммуникативными задачами монологической речи могут быть:

1.   сообщение

2.   объяснение

3.   одобрение

4.   осуждение

5.   убеждение

Выполнение поставленных задач достигается в процессе выполнения условно- речевых упражнений УРУ (имитативных, подстановочных, трансформационных репродуктивных) и РУ типа: расскажи, объясни, посоветуй, покритикуй, убеди.

На репродуктивном уровне они носят комплексный характер (т.е. помогают по форме и содержанию). Например, прослушивается текст, затем показывается аналогичная картинка (меняется только имя или цвет и т.п.) дети воспроизводят текст.

Образцом может быть печатный текст (прочли про весну, а рассказать про осень) или структурный скелет (дается картинка horseи опора Thisisa...

It'sadomestic...Itliveson ...Iteats...меняются картинки, а скелет остается).

На репродуктивно-продуктивном уровне используется план, ключевые слова, вопросы, картинки, игрушки и т.п. Полные ответы на вопросы в данной последовательности позволяют построить монологическое высказывание.

На продуктивном уровне используются стимулы (аудио или печатный текст, картина, фильм, музыкальное произведение и т.п.).

Упражнения для обучения

монологической речи

В соответствии с данными уровнями MP - выделяются два этапа в обучении:   I) этап обучения монологическому высказыванию на уровне СФЕ; 2) этап обучения MP текстового уровня.

Упражнения для MP на уровне СФЕ

а) подготовительные

1)   работа с логико-синтаксической   схемой   (ЛСС)»   ЛСС   это   каркас структурная схема программы речевого высказывания на уровне СФЕ;

2) упражнения на расширение высказывания;

3) упражнения на сокращение высказывания;

4) работа с текстом-образцом;

5) игра «снежный ком»;

6) планирование будущего высказывания;

7) запись ключевых слов к будущему высказыванию по данным ситуациям.

б) речевые упражнения:

1) описание картинки-схемы (картинки с неразвернутой ситуацией);

2) высказывание в связи с проблемной ситуацией, работа с ЛСКП пословицей, поговоркой;

3) составление, мини высказывания к отдельным кадрам эпифильма, диафильма;

Упражнения для обучения MP текстового уровня

а) подготовительные:

1. Работа с текстами-образцами монологических высказываний разных видов (описания, повествования, рассуждения):

―  разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их;

―  расположите  пункты  плана, данного на доске,  в  соответствии с логикой изложения мыслей в тексте;

―  сформулируйте главную мысль текста;

―  подберите к каждому пункту собственного плана текста ключевые слова и слова-связки.

2. Различные виды пересказа текста (краткий, выборочный, пересказ с расширением информации исходного текста):

―  расскажите только о том, что подтверждает следующую мысль;

―  составьте план сообщения, используя материал 3-х прочитанных текстов»

б) речевые:

1) Составление рассказов (Story Telling)

―  мимическая история (по жестам и воображаемым действиям);

―  рассказ по серии картинок;

“jigsaw stories”: Класс делится на группы, каждой группе даётся свой комплект разрезанных картинок, по которому они составляют рассказ. Затем один учащийся из каждой группы переходит в другую и рассказывает свой рассказ. 

2. Решение проблемных задач с аргументацией, доказательством своего мнения. Участие в дискуссии, ролевой игре, дебатах»

Развитие умений говорения на основе текста

для чтения на старшем этапе

В условиях классно-урочной системы, при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций текст для чтения может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, представить необходимый фактический и языковой материал для оформления собственного высказывания и служить образцом для него.

Исходя из этих функций текста, важно изучить способы развития умений говорения на его основе.

Процесс порождения устноречевого высказывания (УРВ) на основе текста нуждается в организации целенаправленного управления им, учитывая при этом определённую пошаговость, логическую и методическую последовательность в постановке заданий (принципы от лёгкого к трудному, от простого к сложному, поэтапность понимания текста, логику построения каждого вида УРВ и др.).

Управление данным видом речевой деятельности имеет стандартизированную структуру:

Ø постановка задачи

Ø указание на пути её решения

Ø решение задачи

Ø контроль

Основными факторами, характеризующими процесс развития умений говорения на основе текста для чтения являются:

―  коммуникативная задача (КЗ1), направленная на чтение

―  КЗ2, направленная на говорение

―  характер работы над текстом, определяемый КЗ1, и КЗ2

Модель управления данным процессом представлена в виде таблицы

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
230 Kb
Скачали:
0