Все компоненты имеют свое место в системе УМК, выполняя специфические задачи и ”работая” на те или иные цели обучения. Для теоретического обоснования комплектности необходимо подойти к последнему как системе, которая должна выполнять в обучении все функции, возлагаемые на нее. Степень реализации той или иной функции, а также учет других факторов, регулирующих комплектность УМК, позволяют подразделить компоненты УМК на: обязательные, факультативно-обязательные и факультативные. В соответствии с тремя выделенными видами компонентов можно говорить о трех основных возможных типах компонентного состава У МК: МИНИмтЬНО необходимом, Достаточном и полном (табл.
Типы компонентного состава УМК
Типы состава УМК |
Компоненты УМК |
||
Обязательные |
Факультативнообязательные |
Факультативные |
|
1. Минимально необходимый |
Учебник, книга для Учителя, рабочая тетрадь, а диокассета |
Дидактический раздаточный материал |
|
2. Достаточный |
Учебник, книга для Учителя, рабочая тетрадь, аудиокассета |
Книга для чтения, сборник тестов, учебные фильмы |
|
3. Полный |
Учебник, книга для учителя, рабочая тетрадь, аудиокассета |
Книга для чтения, сборник тестов, учебные фильмы |
Грамматический справочник, учебное пособие для самостоятельной работы, компьютерные программы, языковой портет еника |
Границы между минимально необходимым, достаточным и полным компонентным составом УМК подвижны, в чем также проявляется открытый характер всей системы УМК и его компонентов. Открытый характер каждого компонента выражается в том, что по мере уменьшения числа компонентов в УМК увеличивается ”нагрузка” на остальные, особенно на учебник. И наоборот, чем больше компонентов входит в УМК, тем менее удельный вес и объем учебника, так как он передает часть своих функций другим учебным пособиям.
Подготовка и издание УМК в виде минимально необходимой модели не исключает последующее ее расширение и дополнение другими компонентами до УМК достаточного или полного типа. И наоборот, наличие на рынке УМК полного типа позволяет использовать в крайнем случае лишь минимально необходимый комплект. Это объясняется тем, что лишь тип характеризуется максимальной степенью интеграции (взаимосвязи) и полной степенью корреляции (взаимозависимости) своих компонентов, когда выпадение одного из них приводит к разрушению системы УМК и нарушению его нормального функционирования. Степень интеграции и корреляции факультативных компонентов типов 11 и lll минимальная и частичная, что позволяет варьировать комплектность УМК. Таким образом, каждый из трех основных типов имеет промежуточные варианты, количество которых соответствует числу возможных комбинаций и дополнений основных типов другими компонентами.
Проанализируем впервые созданные в Республике Беларусь УМК по английскому языку для средней общеобразовательной школы, которые представлены комплексами Волшебная шкатулка (Magic Вах) для подготовительного класса и Волшебное путешествие (Magic Tour) для 4 и 5 классов [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Актуальность такого издания определяется возросшими требованиями к уровню владения иностранным языком выпускников школ, что, в свою очередь, определяет потребность в создании учебников нового поколения, представляющих собой единую последовательную систему. Кроме того, учебники, которыми учителя пользуются в настоящее время, не полностью соответствуют требованиям времени по разным причинам: они недостаточно коммуникативно ориентированы, частично соответствуют программе, лишены национального компонента.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.