Обучение письму и письменной речи в средней школе. Письмо как вид речевой деятельности

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Письменная речь - фиксированная с помощью графических символов устная речь. Письменная речь более сложная форма речи, так как она включает в себя и устную речь. Письменная речь основывается на навыках чтения и письма и представляет собой умение. Письмо и письменная речь не одно и то же. Письмо - процесс овладения каллиграфией и орфографией иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала. Письменная речь - вид речевой деятельности, целью которой является изложение мыслей в письменной форме. Письменная речь может быть продуктивной (самостоятельное речевое творчество), репродуктивной (воспроизведение того, что было воспринято или заучено), рецептивной (чтение).

Письмо как вид речевой деятельности. Письмо как деятельность осуществляется на основе умения. В умение писать входят следующие навыки:

1.   навыки начертания знаков письма (букв), т.е. каллиграфии;

2.   навыки правильного перекодирования звуков речи в адекватные знаки, т.е. орфографии;

3.   навыки правильного построения письменного высказывания, т.е. композиции;

4.   навыки лексические и грамматические.

Структура письма как вида РД трехчастная: первая часть мотивационно-побудительная, вторая - аналитико-синтетическая, третья - исполнительная.

При обучении в школе на начальном этапе содержанием обучения письму является техника письма, т.е. формируются каллиграфические и орфографические навыки.

Графика - совокупность всех средств данной письменности. Графика английского языка -латинская, буквы печатные и рукописные, заглавные и строчные. Каждая графема представлена набором алфавитных единиц. На начальном этапе обучения используется полупечатный шрифтбез наклона.

Орфография - система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов. Только одно написание признается правильным, все остальные ошибочны.

При обучении технике письма учащиеся встречают ряд трудностей. Они могут путать буквы русского и английского алфавитов, сходные английские буквы. Трудности связаны с усвоением графемно-фонемных соответствий - пишем одно, а произносим другое, разное чтение одних букв и графем, различное написание одних звуков и т.д.

Следует облегчать процесс усвоение техники письма учащимися. Необходимо сначала усвоить новый языковой материал (фонетика, лексика, грамматика) в устной форме (слушание, говорение), а затем применять его в письменной форме.

Необходимо целенаправленно обучать графемно-фонемным соответствиям. Большое значение имеет отбор и усвоение наиболее типичных и часто встречающихся в школьном словаре-минимуме буквосочетаний, передающих основные графемно-фонемные соответствия. При формировании навыков правильного написания букв английского алфавита и перевода звуков и звукосочетаний в соответствующие буквы и буквосочетания нужно учитывать сходство букв русского и английского алфавитов, интерферирующее влияние родного языка, новизну букв английского алфавита, вариативность соответствий при переводе английских звуков в буквы.

При преодолении трудностей орфографии необходимо учитывать принципы написания английских слов:

1.  фонетический принцип, опорой письма является произношение. Таких слов немного.

2.  морфологический принцип - та или иная морфема в родственных словах пишется одинаково. Таких слов немало.

3. исторический или традиционный принцип - написание слов нельзя объяснить с помощью фонетических или морфологических правил, оно является отражение ранее существовавших норм или является вообще случайным. Таких слов около 70%.

На основе этих принципов весь орфографический материал дифференцируется по степени трудности его усвоения. Выделяется 5 групп слов.

1.  Односложные с закрытым слогом, подчиняющиеся фонетическому принципу написания.

2.  Слова с открытым слогом.

3.  Слова, содержащие сочетание гласной и R.

4.    Слова с типичными буквосочетаниями: ее, еа, оо, ou, wh, wr, aw, al, и т.д.

5.    Трудные слова, написание которых соответствует историческому принципу и не подчиняется каким-либо закономерностям, а также слова, имеющие общие корни с русскими словами.

Технология обучения письму.

При обучении графике необходимо дифференцировать буквы английского алфавита в зависимости от их сходства с русскими буквами. Выделяется 3 группы: полностью сходные с русскими, частично похожие и полностью отличные. С каждой из групп проводится отдельная работа. Обучение начертанию наиболее трудных букв осуществляется с помощью элементарного письма. Необходимо использовать игровые приемы, красочный алфавит, разрезную азбуку и другие средства обучения.

При обучении орфографии используются орфографические правила в виде ключевых слов, приемы объединения и разведения слов, перенос орфографических навыков из русского языка (sport, radio, student), приемы, облегчающие запоминание (побуквенное чтение слов, письмо с однократного предъявления, списывание слов, словосочетаний, микротекстов), установление ассоциативных связей между словами, выбор нужного слова с учетом контекста, различные виды диктантов.

Особого внимания требует работа по усвоению звуко-буквенных соответствий. При обучении письменной речи внимание учеников концентрируется не на том, как написать, а на том, что написать. Дети должны уметь записывать то, что они могут сказать на иностранном языке с опорой на текст учебника, картинку, план, Например описать предмет, место, где происходит действие в тексте, выразить свое отношение к прочитанному в пределах программы. Позже можно выполнять условно-речевые упражнения, активизирующие мыслительную деятельность, например, выписывание слов, фиксация коммуникативно ценных выражений, речевого материала, обогащающего речь, из текстов, написание объявлений, поздравлений и т.д. по образцу.

Речевое умение писать развивается с помощью разнообразных работ творческого характера:

―  написание письма иностранному другу с различными речевыми установками,

―  написание делового письма,

―  составление плана высказывания, плана работы,

―  аннотирование или реферирование прослушанного или прочитанного,

―  краткое реферирование,

―  написание доклада,

―  составление объявлений,

―  подписывание тетради, конверта, сувенира,

―  заполнение анкет,

―  запись на слух краткой информации, запись текстов собственного сочинения.

Как бы ни было ограничено время урока, пренебрегать выполнением письменных упражнений нельзя. Это тот вид речевой деятельности, который способствует усвоению учебного материала, так как во время письма задействованы все рецепторы. Поэтому письмо называют «универсальным закрепителем». Используйте неспецифические упражнения, главной задачей которых является совершенствование грамматически, лексических и других навыков.

Материал для самоподготовки.

«Настольная книга преподавателя иностранного языка», стр.148 - 161, «Практический курс методики преподавания иностранных языков», стр. 126-138.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
38 Kb
Скачали:
0