Из истории методов обучения.
Метод Пальмера.
После 1-й мировой войны возникают попытки модифицировать прямой метод. Ярким представителем такого направления является Г.Пальмер, который сформулировал своё методическое направление, вошедшее в историю методики под названием «метод Пальмера».
Как писал сам Пальмер в работе «Устный метод обучения иностранным языкам», он в течение ряда лет преподавал по прямому методу и пришел к заключению о его малой эффективности из-за отсутствия рационального подхода к отбору языкового материала, его организации и всего процесса обучения.
Цель обучения, которая выдвигалась Г.Пальмером, сводилась к практическому свободному владению всеми видами речевой деятельности (устной речью, чтением, письмом), ибо задача, поставленная перед ним, состояла в подготовке молодежи, способной получать образование в вузах США и Великобритании. Первая попытка рационализировать процесс обучения состояла в чётком разделении всего курса обучения на три основные ступени: элементарную (1/2 года), промежуточную ( от 1 до 3-х лет) и продвинутую (от1 года до 3-х лет).
На первой ступени формируется подсознательное понимание на слух, элементы говорения и овладения основным языковым материалом. На промежуточной ступени обучающиеся овладевают умением понимать большую часть читаемого и слышимого, а также способностью владеть 75 % материала, характерного для обыденной жизни в устной и письменной речи, а последняя ступень, где преобладает самостоятельная работа, характеризуется совершенствованием и углублением умений во всех вилах речевой деятельности. Особое значение он придавал начальному периоду - устному курсу, ибо он закладывает основы владения языком. Недаром Г.Пальмеру принадлежит знаменитое выражение «Позаботимся о начальном этапе а остальные позаботятся сами о себе». Этот период он подразделял на три этапа. Во время первого учащиеся только слушают речь и стараются с опорой на наглядность понять сказанное. На втором этапе (так называемом yes and no)учащиеся только кратко реагируют на слышимое. Затем наступает этап полусвободного воспроизведения, а заключительный этап подразумевает свободное воспроизведение на ограниченном материале. Всё это было конкретизировано в работе «Устный метод обучения иностранным языкам».
Серьёзную рационализацию внёс Г.Пальмер в содержание обучения иностранному языку. Прежде всего он один из первых предложил отбирать словарь на основе ряда принципов (лингвистических и педагогических). Он рекомендовал отбирать не слова, а лексические единицы – эргоны, понимая под ними ЛЕ, словосочетания, служебные слова. Отбор проводился по нескольким принципам: 1) частотность (заметим, что к этому времени уже существовали частотные словари); 2) структурная сочетаемость, т.е. способность сочетаться с другими лексическими единицами; 3)конкретность, в соответствии с чем предпочтение отдавалось словам с конкретным значением, ибо их можно семантизировать с помощью наглядности; 4) пропорциональность, т.е. учёт различных частей речи; 5) целесообразность, т.е. возможность использовать слова в подстановочных таблицах. Последний принцип Г.Пальмер считал второстепенным. Нетрудно заметить, что это начинание было значительным шагом вперёд по сравнению с прямым методом, когда лексика специально не отбиралась.
Известная рационализация была внесена Г.Пальмером и в обучение грамматике. В своей работе «100 подстановочных таблиц» он отобрал наиболее распространённые в языке основные типы предложений и создал на их основе подстановочные таблицы. Эти таблицы имели целью на основе сочетаемости эргонов помочь структурировать вторичные конструкции. При этом обучаемые должны породить в возможно быстром темпе реальные предложения. После такой тренировки, неоднократно повторяемой, учащиеся овладевают большим количеством предложений.
Определённая рационализация была введена и в отношении упражнений. Представители прямого метода не пытались привести упражнения, используемые ими, в определённую последовательность, т.е. систему. Это попытался сделать Г.Пальмер. Он предложил строить систему упражнений с учётом следующей последовательности действий обучаемых : восприятие, узнавание, полусвободное воспроизведение и свободное воспроизведение. Подобное начинание, безусловно, было серьёзным шагом вперёд в теории методики.
Второй попыткой рационализации отбора содержания обучения были принципы отбора текстов. Они отличались тем от аналогичных, предложенных представителями прямого метода, что подразделялись на требования к содержанию и требования к языковой стороне текстов.
К первым были отнесены следующие:
1). Тексты должны быть интересными и соответствовать возрасту обучаемых
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.