Глава 7. Образование как социокультурный феномен[1].
История свидетельствует, что во все времена образование было основным фактором развития человеческой цивилизации. Но именно ХХ век стал веком образования, принесшим особенно зримые плоды в различных сферах общественной жизни.
Во-первых, с помощью образование существенно расширились возможности удовлетворения насущных потребностей человека; оно обогащает духовно-нравственную сферу личности; дает возможность осуществить профессиональную подготовку человека.
Во-вторых, образование помогает общению людей, возникновению общих интересов – духовных и профессиональных.
В-третьих, будучи составной частью культуры, образование, в свою очередь, активно содействует ее развитию.
В-четвертых, образование способствует укреплению национальных контактов, расширению государственных связей.
В-пятых, знания становятся капиталом, т.е. капиталовложения в образование и науку приносят непосредственную прибыль.
Образование имеет более чем тысячелетнюю историю, свои традиции. Многие из них уходят корнями в глубь веков. Каждая из культур прошлого внесла свой вклад в сокровищницу знаний, в систему образования. Каждый народ, как правило, стремился совершенствовать свою систему подготовки молодого поколения к жизни, передавая ему в сжатой форме накопленный опыт.
7.1. Общество и образование.
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовать в течении дальнейшей жизни узнает способ и средство, как он может это осуществить в качестве индивидуализма, воздействующего на внешний мир. А.Дистервег. |
· Образование как способ вхождения человека в мир культуры.
· Основные функции образования.
· Образование как система и процесс.
· Свойства и типы образования.
В своем первоначальном виде образование означало передачу важнейших, жизненно необходимых сведений и трудовых навыков посредством обучения и воспитания – древнейших видов культурной деятельности человека. Постепенно оно стало самостоятельной функцией общества. Образование поэтому и выступает в качестве способа вхождения человека в мир культуры. И для конкретной личности это не просто процесс восприятия и сохранения определенных знаний и ценностей. Личность изменяется, развивается по мере вхождения в мир культуры.
Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.
Основные функции образования.
1. Образование – это оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры.
2. Образование – это среда общения.
3. Образование – это средство развития и становления человека как личности и профессионала.
4. Образование – это способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.
5. Образование – это средство обеспечения преемственности поколений.
6. Образование – это фактор социального прогресса.
7. Образование – это ускоритель культурных перемен и преобразований
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.