МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Белорусский государственный экономический университет
УТВЕРЖДАЮ
Декан______________
ф.и.о., подпись
___________________
«___» __________2005г.
По спецкурсу ____МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ_______________________
(название дисциплины)
Для специальности ____Все_______________________________________________
(шифр и название специальности)
Факультет ___________Маркетинга__________________________________________________
(название факультета)
Кафедра_________философии________________________________________________________
(название кафедры)
Курс _____3_______________________________________________________________________ Семестр ___1-й, ____________________________________________________________________
Лекций _______10________ часов
Семинарских (практических)
занятий _______8________ часов
Всего часов
По дисциплине ______18_____
МИНСК
2005
Рабочая программа составлена д.ф.н., профессором Лукашевичем В.К.___________
на основе базовой программы «Методология научных исследований. Мн.: 21 ноября 2001г. Рег. № ТД 161/баз.
Название типовой (базовой) программы, дата утверждения, регистрационный номер
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры ____философии_________
название кафедры
«_16_» _____июня____________ 2005 г.
_____________________В.К. Лукашевич
ф.и.о., подпись
Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией по специальности «Маркетинг»
«____» ______________________ 2005 г.
Председатель ______________________
ф.и.о., подпись
Согласовано: зав.кафедрой маркетинга И.Л. Акулич
1. Цели и задачи дисциплины.
1.1. Цель спецкурса: научно-методологическое и методическое обеспечение выполняемых студентами научных и учебных работ (контрольных, курсовых, дипломных и рефератов), реализация обучающе-исследовательского подхода в преподавании дисциплин, обеспечение непрерывной методологической подготовки специалистов и дальнейшая интенсификация учебного процесса.
1.2. Основная задача спецкурса: обеспечить системное усвоение студентами знаний, отражающих реальный процесс научного исследования; выработать практические навыки аналитической работы и изложения ее результатов.
Изучив данный курс, студент должен:
а) знать:
n специфику основных форм теоретического осмысления познавательных действий в науке;
n содержание понятий, отражающих структуру научного исследования;
б) уметь характеризовать:
n специфику научного исследования;
n уровни методологии научного познания;
n уровни научного исследования;
уметь анализировать:
n структуру научного исследования;
n структуру исследуемых проблем и методов их анализа;
в) иметь навыки:
n отбора и изучения необходимых информационных источников;
n структурирования работы;
n тематически корректного изложения ее содержания;
n формулирования и аргументации выводов и рекомендаций.
1.3. Перечень других дисциплин, их разделов и тем, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины.
Философии (в полном объеме)
Логика (в полном объеме)
Культурологии (в полном объеме)
2. Содержание дисциплины
№ |
Название темы |
Содержание темы |
Количество часов |
|
Стационар |
||||
лекции |
семинары |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Познавательные действия в науке и формы их теоретического осмысления. |
||||
1. |
Специфика научного познания и науки как социально-культурного феномена |
Познавательные действия в структуре человеческой деятельности. Формы познания. Особенности научного познания. Наука как социокультурное явление (наука как система знания, специфическая деятельность, социальный институт, производительная сила и форма общественного сознания) |
2 |
1 |
2. |
Формы теоретического осмысления познавательных действий в науке |
Теория познания, методология и логика науки (соотношение предмета). Уровни методологии научного познания. Эврилогия и теория методического творчества. Методологическое сознание |
2 |
1 |
II. Научное исследование в методологическом осмыслении |
||||
3. |
Элементный состав научного исследования |
Объект, предмет, цели и задачи в структуре научного исследования. Условия исследования. Средства и методы исследования. Уровни научного исследования. Результат исследования |
2 |
2 |
4. |
Процессуальные элементы научного исследования |
Выбор темы. Уточнение цели и задач исследования. Формулировка проблемы и выдвижение гипотезы. Выбор репрезентативного объекта и методов исследования. Накопление новой информации и концептуализация знания. Изложение и аргументация выводов |
4 |
2 |
III. Методическое обеспечение научного исследования |
||||
5. |
Методика исследования и требования по оформлению выполненной работы |
Разработка плана. Изучение источников информации. Работа над текстом (написание и редактирование текста). Особенности методического обеспечения учебных и учебно-исследовательских работ. Оформление научной, учебной и учебно-исследовательской работы (общие требования по компановке текста, нумерации страниц и учету объема работы; оформление титульной страницы, ссылок и сносок; схемы и приложения; оформление списка используемой литературы) |
2 |
2 |
семинарских занятий по спецкурсу
Тема 1. Теоретическое осмысление познавательных действий в науке.
1.1. Наука как социокультурный феномен
1.2. Специфика научного познания.
1.3. Структура научного знания.
1.4. Формы теоретического осмысления познавательных действий в науке.
1.5. Уровни методологии научного познания.
Рефераты:
–– Наука как социальный институт.
–– Наука и квазинаука
Литература:
1. Дынич В.И., Толкачев Е.А., Томильчик Л.М. Формирование адекватного образа науки как необходимый элемент гуманитарного образования. – Мн.: Белгосуниверситет, 1996. – 81с.
2. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1956, -- 832 с.
3. Лукашевич В.К. Анатомия научного метода. – Мн.: Мисанта, 1999. – 96 с.
4. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. –М.: Высшая школа, 1992.–1991с.
5. Философия и методология науки /Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996. –551с.
6. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений/Под. ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 1999–576с.
7. Философия / Под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 431с.
Тема 2. Структура научного исследования.
(2 занятия)
2.1. Объект и предмет в динамике научного исследования.
2.2. Соотношение целей и задач исследования.
2.3. Проблема и вопрос в структуре научного исследования.
2.4. Специфика средств и методов исследования на эмпирическом и теоретическом уровнях.
2.5. Основные формы выражения научного результата.
2.6. Основные критерии актуальности темы
2.7. Рабочая гипотеза: критерии выбора
2.8. Проблема репрезентативного объекта
2.9. Основные типы концептуализации знания
2.10 Аргументация знания: основные типы и виды
Рефераты:
--- Субъект познания и исследователь
--- Эвристическая структура научного знания
Литература:
1. Быков В.В. Научный эксперимент. - М., Наука, 1989. - 174с.
2. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. - М.: Мысль, 1985. - 217с.
3. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М.: Владос, 1997. - 351 с.
4. Кара-Мурза С.Г. Проблемы интенсификации науки: Технология научных исследований. - М.: Наука, 1989. - 248с.
5. Лукашевич В.К. Анатомия научного метода. - Минск: Мисанта, 1999. - 96с.
6. Лукашевич В.К. Философское знание и процессы концептуализации в современной науке // Философия в современном мире. – Мн.: Право и экономика, 2001.
7. Майданов А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества. М.: Ретро, 1993. - 175с.
8. Методология, методы и психология научного исследования. Тверь: ТГУ, 1995. - 39с.
9. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М. : Юнити, 1997. -350с.
10. Сергеев К.А., Соколов А.Н. Логический анализ форм научного поиска -Л. Наука. Ленинградское отделение, 1986. -121с.
11. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Наука, 2001.
12. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Аспект Пресс, 1996. -551с.
Тема 3. Методологические и методические основы конкретнонаучного исследования
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.