Белорусская модель европейского языкового портфеля: перспективы разработки

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

БЕЛОРУССКАЯ МОДЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ И т-шдртшя


В настоящее время знание современных языков и осознание многообразия культур всё в большей степени определяют интеграционные процессы в рамках общеевропейского пространства, в том числе в образовательной сфере. Одна из задач непрерывного лингвистического образования заключается в том, чтобы способствовать диалогу между носителями разных языков и культур в целях взаимного понимания и обогащения. Большую роль в решении этой задачи может сыграть Европейский Языковой Портфель (ЕЯП), в частности его белорусский вариант.

ЕЯП разрабатывается в рамках одного из языковых проектов Совета Европы и призван способствовать:

•  формированию единого образовательного пространства в области овладения иностранными языками в Европе;

•  сохранению языкового и культурного мноюобразия;

•  преемственности учебного процесса и непрерывности образования;

•  повышению ответственности обучающегося за результаты учения, т.е. развитию автономии;

•  развитию социальной мобильности в Европе.

К 2003 году в различных странах Европы разработаны, внедрены и аккредитованы (т.е. признаны соответствующими всем требованиям комитета по европейской языковой политике, получили порядковый номер и право использовать логотип Совета Европы) уже 45 моделей ЕЯП, свыше 20 моделей проходят апробацию в ходе пилогных проектов. Следует отметить, что указанные модели предназначены для разных категорий обучаемых: для начальной и средней школы, для взрослых, иммигрантов, преподавателей иностранных языков и др.


Замежныя мовы у Рэспублщы Беларусь

Т.П.Леонтьева, заведующая кафедрой методики преподавания иностранных языков Минского государственного лингвистического университета

Перспективность создания и внедрения ЕЯП в отечественную практику обучения иностранным языкам (ИЯ) обусловлена тем, что он может способствовать повышению у учащихся мотивации к изучению ИЯ и развитию осознанного отношения к процессу учебной деятельности и ее результатам. С другой стороны, ЕЯП даст возможность учителю вносить изменения и уточнения в содержание курса обучения и более четко планировать свою деятельность в соответствии с реальными интересами и потребностями учащихся. Прежде чем рассмотреть особенности структуры и содержания разрабатываемой белорусской модели ЕЯП (для средней школы), представляется целесообразным охарактеризовать общеевропейские рекомендации по созданию ЕЯП.

Проведенный анализ общеевропейских подходов и рекомендаций по разработке ЕЯП, а также изучение структуры и содержания различных моделей ЕЯП европейскюс стран, позволили выделить инвариантные, т.е. общие для всех моделей, характеристики. К числу наиболее значимых из них следует отнести:

l) соответствие ведущим целям и принципам проекта «Европейский языковой портфель» [ I 1;

2) использование «Общеевропейских компетенций владения иностранными языками» в качестве главного инструмента для осуществления самооценки и оценки коммуникативных умений;

З) обязательная трехчастная структура (Языковой паспорт, Языковая биография, Досье);

4) стандартизированное оформление Языкового паспорта для обучающихся в возрасте старше 15 лет.


В то же время ЕЯП должен создаваться с учетом национальных традиций в области образования и требований национальных программ по обучению ИЯ. Соблюдение единых требований призвано обеспечить, несмотря на имеющиеся различия, взаимное признание всех моделей ЕЯП и преемственность между различными секторами образования, регионами и странами. Остановимся кратко на перечисленных выше характеристиках.

1.  Цели и принципы ЕЯП отражают такие положения общеевропейской языковой политики, как: развитие плюралингвализма, т.е. изучение иностранных языков в течение всей жизни; уважительное отношение к межкультурным различиям; развитие личности учащегося; обеспечение «прозрачности» и соотносимости программ по изучению ИЯ и др. Принципы ЕЯП находят свое воплощение в двух его ведущих функциях: информирующей (reporting) и пеДагогической (pedagogical).

Информирующая функция позволяет зафиксировать уровень владения ИЯ, имеющийся у обучающегося, представив информацию о его достижениях наиболее достоверным, детальным и сопоставимым (в масштабах Европы) образом. В будущем это будет способствовать достижению социальной мобильности в условиях единой Европы, когда человек сможет предъявить этот документ при поступлении на учебу или работу, требующую владения ИЯ. В качестве других СИЂ'ЩИЙ, где может понадобиться предъявление ЕЯП, могут выступать, например, переход в другую школу, начало обучения на языковых курсах, посещение центра профориентации и др.

ПеДагогическая функция должна способствовать повышению мотивации учащихся к изучению ИЯ и межкультурной коммуникации, развитию их способности к рефлексии и самооценке, а также формированию умения брать на себя ответственность за процесс и результаты учебной деятельности. Отмечается, что ЕЯП является собственностью самого учащегося

Похожие материалы

Информация о работе