Начала процесса познания или познание познания. Свойства разума. Восприятие на уровне связей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

 УНИВЕРСИТЕТ»

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ: НАЧАЛА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

ИЛИ ПОЗНАНИЕ ПОЗНАНИЯ

Минск

2008

Дается первое представление о механизме восприятия реальности разумом. Показано различие между реальностью и тем, что воспринимает разум. Сделаны выводы о печальной участи человека, находящегося в плену у собственного разума.

Работа предназначена для всех, кого интересует свое собственное состояние, особенно для людей, занятых в сфере науки и образования.

Рекомендуется читать медленно.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

0. Обыденные представления

10

1. Свойства разума

13

1.1. Восприятие общего, вечного – божественная способность разума

17

1.2. Восприятие на уровне связей

21

1.2.1. Разделяй и понимай

23

1.3. Только одностороннее восприятие

25

1.3.1. Иерархичность восприятия

28

1.4. От обратного

29

1.5. Обобщение и печальные выводы

31

2. Обмен знаниями

41

Заключение

47

Литература

48

ВВЕДЕНИЕ

                                                                                      Я Вам пишу, чего же боле,

                                                                                 Что я еще могу сказать.

    Теперь я знаю в Вашей воле

                                                                                       Меня презреньем наказать.

А.С. Пушкин

1

Почти все из нас слышали о том, что человек использует свой мозг лишь на несколько процентов от возможного. К сожалению, большинство из нас практически не настораживается по поводу такого ничтожного использования собственного достояния и даже не задает вопрос, - почему? Почему же, имея аттестаты и дипломы об образовании, мы в столь ничтожной степени пользуемся возможностями своего разума? Если известное утверждение справедливо, то, по крайней мере, нам следует над этим задуматься.

Так,  взглянув на традиционное образование с позиции здравого смысла, можно увидеть следующее. В обыденной жизни человека обучают многим практическим навыкам: ходить, писать, вязать, шить и т.д. При этом независимо от вида навыка, во всех случаях обучение ведут, если так можно выразиться, «в общем», т.е. не в рамках некоторого конкретного практического применения данного навыка. Например, - ходить не по конкретной дороге (допустим дом – детские ясли), а по полу в домашних условиям; писать не конкретный текст, а любой, сначала самый простой; вязать не конкретное изделие (например, платок), а вязать холст и т.д. А вот обучение в школе ведется попредметно, т.е. в рамках конкретного предмета, − значит противоположно предыдущим примерам. Не следует ли, прежде всего, научить ребенка учиться, и лишь потом он сможет осваивать конкретные учебные предметы? Поступая подобным образом, например, ребенку не стоит больших усилий освоить конкретные маршруты дом – школа, дом – магазин … после того, когда он научился ходить вообще (переставлять ноги).

Кроме того, мысль о едином в образовании, подтверждается единством нашей человеческой природы. Мы сотворены подобными, поэтому подобным образом и обучаемся, причем в рамках разных учебных предметов. Так же, например, подобным образом перемещаются автомобили (имеют один принцип действия), хотя перемещаются по разным дорогам. Особенности той или иной дороги и соответствующие особенности движения не отрицают единообразие принципа действия. Не трудно понять, что только благодаря единому началу в нас возможно коллективное образование людей. Поэтому традиционные разговоры, например, о том, что техническое мышление чуть ли не противоположно экономическому, беспочвенны. Объективно мы можем понимать друг друга, было бы желание.

Многие исследователи прошлого обращали наше внимание на важность осознания общего в мышлении. Например, по Канту «метод является основой всякого знания, так как содержание знаний может устареть, оказаться недостоверным, а способы усвоения знаний никогда не теряют своего значения. Поэтому главная задача обучения – вооружение учащихся методами познания, формами логического мышления. Содержание образования – производное от этой главной задачи» [1, с.68]. Другой пример, - высказывание Антуана де Сент-Экзюпери «…люди всячески стремятся обогатить свою память, свои познания, упражняются в красноречии, но они почти никогда не заботятся о культуре мышления».

Пожалуй, приведенных выше доводов достаточно для обоснования насущности рассуждений по проблемам общего в обучении. Даже если предложенные доводы ошибочны и в наших исследованиях мы не найдем такого общего начала, это даст основания утвердиться в верности традиционных представлений, в верности избранного пути в образовании.

2

Можно рассуждать так. В настоящее время человечество идет по пути все более и более узкой специализации, другими словами – по пути широкого распространения общественного разделения труда. Эта тенденция проявляется во всех видах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Так, если в средней школе мы изучаем физику, химию, математику

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
295 Kb
Скачали:
0