Цель преподавания дисциплины: сформировать у будущего специалиста целостное научное представление об окружающем мире и показать место в нем человека.
Задачи изучения дисциплины:
- дать знания о фундаментальных взаимодействиях в природе и раскрыть основные проблемы современного естествознания;
- научить приемам адекватного естественнонаучного отражения реального мира в его единстве, сложности и гармонии;
- дать описание основных научных открытий, положивших начало революционных изменений в технологиях, определяющих общественное бытие и сознание;
- заложить понимание необходимости устойчивого развития общества в систему духовных и профессиональных установок человека.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
n ЗНАТЬ
строение и механизмы развития неживой и живой природы;
n УМЕТЬ
применять полученные знания на практике для научного отражения реальной действительности;
n ИМЕТЬ НАВЫКИ
использования полученных знаний в работе в профессиональной деятельности.
Дидактически дисциплина построена таким образом, что в результате ее изучения специалисты получают знания о естественнонаучных основах социально-экономических процессов, базирующихся на знаниях об общих подходах к процессу познания, об объектах, их типологии и структуре, о характере взаимодействий и связей, о пространственно-временных представлениях окружающего мира.
Структурно дисциплина представляет собой следующую последовательность разделов:
1) Естествознание – вершина учений о природе;
2) Естественнонаучная картина мира;
3) Структурные уровни организации материи;
4) Возникновение жизни и уровни организации живых систем;
5) Естественнонаучные основы социально-экономических процессов.
Детально основы современного естествознания изложены в учебном пособии «Концепции современного естествознания» издательства Белорусского государственного экономического университета (см. пункт 1 списка учебно-методической литературы по дисциплине).
Методология курса построена с учетом закономерностей и связей категорий данной дисциплины с категориями философии, социологии, политологии, права, экономической теории, других дисциплин экономического цикла. В тесной связи с дисциплинами естественнонаучного цикла в курсе «Основы современного естествознания» подчеркивается важность изучения роли фундаментальных законов природы (сохранение энергии, массы и др.), принципов организации материи в механизмах развития и совершенствования общественного производства.
Перечень тестовых заданий охватывает все разделы учебной дисциплины и соответствует учебной программе.
Успешное выполнение тестового задания является необходимым условием для допуска к зачёту или экзамену по дисциплине «Основы современного естествознания» (в зависимости от специальности), а также хорошим вкладом в процесс подготовки к зачёту или экзамену.
1. Организационные вопросы
Тестовые задания для студентов заочной формы обучения, которые изучают дисциплину «Основы современного естествознания», находятся в университетской базе данных под именем:
Тест: Основы совр. естествознания/ВШУБ, ФП, ФМ
(автор – Самойлов М.В.)
Тестирование осуществляется в лабораториях университета по графику работу данных лабораторий:
1 корп., аудитории 509, 906
2 корп. аудитории 300, 302, 304, 306, 308, 200, 2018, 401, 402, 403, 405
3 корп. аудитории 138, 335
4 корп. аудитории 601, 602, 801, 806
5 корп. (ул. Свердлова), аудитории 206, 217, 218, 219
7 корп. аудитория 8
8 корп. (пр-кт Рокоссовского), аудитории 37, 38
Тестовое задание содержит 20 вопросов с несколькими вариантами возможных ответов.
Время тестирования – 20 минут
Тестовое задание считается сданным, если студент правильно ответил на 70 и более процентов вопросов.
Внимание: Прежде чем приступать к выполнению тестового задания в лабораториях университета внимательно ознакомьтесь с порядком работы тестирующей программы.
2. Содержание тестовых заданий
Тестовое задание включает следующие основные разделы дисциплтны «Основы современного естествознания»:
1. Естествознание – вершина учений о природе;
2. Естественнонаучная картина мира;
3. Структурные уровни организации материи;
4. Возникновение жизни и уровни организации живых систем;
5. Естественнонаучные основы социально-экономических процессов.
При работе с тестом необходимо ответить на 20 вопросов, которые сформированы следующим образом:
- 3 вопроса из раздела № 1;
- 3 вопроса из раздела №2;
- 6 вопросов из раздела №3;
- 4 вопроса из раздела №4;
- 4 вопроса из раздела № 5.
3. Рекомендуемая литература для подготовки к тесту:
1. И.С. Михаловский, Н.П. Кохно, М.В. Самойлов. Концепции современного естествознания. Учебное пособие.- Мн: БГЭУ.- 2006.
2. Михаловский И.С. Концепции современного естествознания: учеб.- метод. пособие / И.С. Михаловский. – Минск: БГЭУ, 2008.
3. Концепции современного естествознания. Хрестоматия для вузов/Сост. А.А. Горелов.- М.: АСТ.- 2004.
4. С.Х. Карпенков. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов.- М.: Высшая школа.- 2003.
4. Примеры вопросов для тестового задания
Раздел № 1. Естествознание – вершина учений о природе
Восхождение мысли от общего к частному, это метод:
1. дифференцирование
2. интегрирование
3. индукция
4. дедукция
5. комплексный анализ
Вид эксперимента, результаты которого наиболее сильно зависят от индивидуальных особенностей исследователя:
1. измерительный (количественный)
2. качественный
3. мысленный
4. социальный
Раздел №2 Естественнонаучная картина мира
Выберите вариант, в котором правильно приведены названия всех фундаментальных взаимодействий в Природе:
1. ядерные, гравитационные, слабые,
2. ядерные, гравитационные, биологические, электромагнитные, слабые
3. ядерные, гравитационные, электромагнитные, слабые
4. ядерные, гравитационные, торсионные, электромагнитные
Согласно теории Николая Коперника …
1. небесные тела движутся вокруг галактики
2. небесные тела движутся вокруг Земли
3. небесные тела движутся вокруг Солнца
4. небесные тела движутся вокруг Луны
Раздел № 3 Структурные уровни организации материи
Планеты взаимодействуют между собой посредством …
1. электромагнитных взаимодействий
2. гравитационных взаимодействий
3. слабых взаимодействий
4. ядерных взаимодействий
Самый нижний воздушный слой на Земле называется …
1. атмосфера
2. термосфера
3. тропосфера
4. стратосфера
Раздел № 4 Возникновение жизни и уровни организации живых систем
Существование особой жизненной силы является основой теории происхождения жизни под общим названием …
1. Анимизм
2. Панспермия
3. Витализм
4. Креационизм
Нарушение однозначного хода эволюции -
1. бифуркации
2. стационарные состояния
3. автоколебания
4. равновесное распределение
Раздел № 5 Естественнонаучные основы социально-экономических процессов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.