Специфика основных форм теоретического осмысления познавательных действий в науке

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный экономический университет

                                        Кафедра философии

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Минск

2004

Составитель: , доктор философских наук, профессор

ВВЕДЕНИЕ

Изучив данный курс, магистрант должен

а) знать:

·  специфику основных форм теоретического осмысления познавательных действий в науке;

·  содержание понятий, отражающих структуру научного исследования;

б) уметь характеризовать:

·  уровни научного исследования;

·  уровни методологии научного познания;

·  специфику исследования в экономических науках;

в) уметь анализировать:

·  структуру научного исследования;

·  структуру исследуемых проблем и методов их анализа;

г) приобрести навыки и качества:

·  отбора и изучения необходимых информационных источников;

·  структурирования работы;

·  тематически корректного изложения ее содержания;

·  формирования и аргументации выводов и рекомендаций;

·  оформления научной работы.

На достижение этих целей направлен лекционный курс, семинарские занятия и самостоятельная работа магистрантов. Планы семинарских занятий данного курса ориентированы на закрепление и конкретизацию лекционного материала (прежде всего проблемного характера), обеспечение адекватных установок для самостоятельной работы, а также на выработку и совершенствование практических умений и навыков научно-исследовательской работы. Перечень вопросов, тем рефератов и рекомендуемой литературы составлены на основе действующей базовой программы курса «Методология научного исследования» (Мн.: БГЭУ, 2004; рег. № ТД – 303/баз.). Вместе с тем для преподавателя предусмотрена возможность их корректировки, в частности, с целью адаптации к специфике осваиваемой магистрантами экономической специальности.

Примерный тематический план курса

№/№ п.п.

Название темы

Количество часов

1.

Теоретическое осмысление познавательных действий в науке

2

2.

Структура научного исследования

4

3.

Методологические и методические основы конкретнонаучного исследования

2

Тема 1. Теоретическое осмысление познавательных действий в науке.

1.1. Наука как социокультурный феномен

1.2. Специфика научного познания.

1.3. Структура научного знания.

1.4. Формы теоретического осмысления познавательных действий в науке.

1.5. Уровни методологии научного познания.

Рефераты:

Наука как социальный институт

Наука и квазинаука

Структура и функции предпосылочного знания

Литература:

Али-Заде А.А. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. – М.: Педагогика, 1991. – 270с.

Бернал Дж. Наука в истории общества. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. – 735 с. Ч.1. Возникновение и отличительные особенности науки.

Глебкин В.В. Наука в контексте культуры. – М.: Фирма «Интерпракс», 1994.—190 с.

Дынич В.И., Толкачев Е.А., Томильчик Л.М. Формирование адекватного образа науки как необходимый элемент гуманитарного образования. – Мн.: Белгосуниверситет, 1996. – 81с.

Дышлевый П.С. Методическое знание и метод // Теория и метод / Отв. ред. П.С. Дышлевый. М.: АН СССР, 1987. – 176с.

Дышлевый П.С., Яценко Л.В. Регуляция творческой деятельности: Философско-методологические проблемы. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986. – 210 с.

Культурные универсалии, наука и вненаучное знание // Заблуждающийся разум? (Многообразие вненаучного знания) / Отв. ред. И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990. – 461с.

Мамыкин И.П. Основы теории творчества. Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 87с.

Природа научного открытия. Философско-методологический анализ. – М.: Наука, 1986. – 304с.

Сергеев К.А., Соколов А.Н. Логический анализ форм научного поиска. – Л.: Наука, 1986. – 121с.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М.: Высшая школа, 1992. – 191с.

Теория познания. В 4 т. / Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. – М.: Наука, 1991 – 1995.

Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551с.

Философия. Учебное пособие / Под общ. ред. а. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 431с.

Философия. Учебное пособие / Под общ. ред. а. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 431с.

Хилькевич А.П. Решение проблем в науке, технике, практической деятельности. – М.: 1999. – 202с.

Холтон Дж. Что такое «антинаука»? // Вопр. философии. 1992. № 2. С. 26 – 58.

Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М.: Политиздат, 1984. – 232с.

Тема 2. Структура научного исследования.

(2 занятия)

2.1. Объект и предмет в динамике научного исследования.

2.2. Соотношение целей и задач исследования.

2.3. Проблема и вопрос в структуре научного исследования.

2.4. Специфика средств и методов исследования на эмпирическом и теоретическом уровнях.

2.5. Основные формы выражения научного результата.

2.6. Основные критерии актуальности темы

2.7. Рабочая гипотеза: критерии выбора

2.8. Проблема репрезентативного объекта

2.9. Основные типы концептуализации знания

2.10. Аргументация знания: основные типы и виды

2.11. Специфика объекта, целей и задач в социально-экономических исследованиях.

2.12. Методы социально-экономических исследований.

Рефераты:

—  Эвристическая структура научного знания

—  Структура и механизмы обоснования научного метода

—  Специфика экономического эксперимента

—  Эмпирическое и теоретическое в экономическом исследовании

—  Критерии оценки научности результатов социально-экономических исследований.

Литература:

Ананьин О. Экономическая теория на пути к новой парадигме (набросок концепции). – М.: Рос. АН, Ин-т экономики, 1992. – 53с.

Ананьин О.И. Экономическая наука в зеркале методологии // Вопр. философии. 1999. № 10. С. 135 –151.

Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. – Мн.: Изд-во БГУ, 1983. – 240с.

Воробъев В.Я., Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. – Мн.: Высшая школа, 1989. – 111 с.

Герасимов И.Г. Структура научного исследования. – М.: Мысль, 1985.– 217с.

Гребнев Л.С. Философия экономики (старые истины и новое мышление). – М.: Луч, 1991. – 154с.

Елсуков А.Н. Эмпирическое познание и факты науки. – Мн.: Высшая школа, 1981. – 88с.

Замков О.О. и др. Математические методы в экономике: Учебник. – М.: ДИС, 1997. – 365 с.

Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М.: Владос, 1997. – 351с.

Кара-Мурза С.Г. Проблемы интенсификации науки: Технология научных исследований. – М.: Наука, 1989. – 248с.

Кармин А.С. Поиск и оценка методов исследования // Теория и метод. – М.: АН СССР, 1987. – 176с.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград: Комитет по печати, 1996. – 352с.

Криштапович Е.А. Философские проблемы истории: Учебно-методические материалы. –- Мн.: БГЭУ, 2000. –- 56с.

В.К. Анатомия научного метода.  Мн.: ООО «Мисанта», – 1999. – 96с.

В.К. Концептуальное взаимодействие наук и развитие научного познания // Философско-методологические проблемы взаимодействия наук. – Мн.: Наука и техника, 1985. – 279с.

В.К. Философское знание и процессы концептуализации в современной науке // Философия в современном мире. – Мн.: Право и экономика, 2001. — 228с.

Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. – 181 с.

Олдак П.Г. Формирование современного экономического мышления, – Новосибирск: Наука, 1989. – 157 с.

Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства: Хозяйство как феномен культуры и самоорганизующаяся система. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 381 с.

Рузавин Г.И. Логика и аргументация. – М.: Юнити, 1997. – 350с.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие доя вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317.

Семашко Л.М. Сферный подход: философия, демократия, рынок, человек. – СПб, Нотабене, 1992. – 363с.

Сергеев К.А., Соколов А.Н. Логический анализ форм научного поиска. – Л.: Наука, 1986. – 121с.

Социально-гуманитарное познание и императивы современной культуры. – Мн.: ИПП Мн-ва экономики РБ, 1994. – 280с.

Степин В.С. Теоретическое знание. Прогресс-Традиция – М.: 2000. – 743 с.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М.: Высшая школа, 1992. – 191с.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф., Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М.: Ин-т философии РАН, 1994. – 274с.

Суслов И.П. Методология экономического исследования. 2-е изд., перераб. – М.: Экономика, 1983. – 215с.

Трипольский Р.И. Изменения в экономике: опытные исследования теоретико-мировоззренческих оснований. – Апатиты; Рос. АН, 1993. – 208с.

Философия и методология науки / Под. ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551с.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М.: Наука, 1978. – 382с.

Экономико-математические методы и модели. Учебное пособие / Под общ. ред.  А.В. Кузнецова. – Мн.: БГЭУ, 1999. – 413с.

Яскевич Я.С. Аргументация в науке. – Мн.: Университетское, 1992. – 143с.

Тема 3. Методологические и методические основы конкретнонаучного исследования

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
52 Kb
Скачали:
0