Недостаточная сеть автомобильных дорог и жизненные темпы ее развития по сравнению с темпами роста автопарка.
Норматив для крупнейших городов (свыше 1 млн. чел.) - 2км автомобильных дорог на 1 км2 города.
Только Франция соответствует этому стандарту - 2км/км2; США - 0,5 км/км2 (без учета количества полос).
Япония - 1,3 км/км2;
Чехия - 0,6км/км2;
СНГ - 0,04км/км2.
4. Рост мощностей автомобильных двигателей и динамичности автомобилей.
5. Недооценка проблемы БД.
Субъективные причины (те, которые зависят от человека):
1. Отсутствие у человека инстинкта боязни опасности автомобиля.
2. Незнание и нарушение правил ДД, как водителями, так и пешеходами.
3. Не соизмерение человеком своих возможностей с техническими возможностями автомобиля.
2. Дорожное движение, как система
На дорогах функционирует сложная социально-техническая система, представляющая собой совокупность участвующих в движении пешеходов и различных типов транспортных средств, управляемых людьми, и называемая дорожным движением.
Специфические особенности и проблемы дорожного движения обусловлены прежде всего системой “водитель - автомобиль - дорога - среда движения” (ВАДС).
Используя элементарные понятия теории множеств, эту систему можно представить в виде взаимосвязнных компонентов В, А, Д, функционирующих в среде С. Кроме того, в структуре можно выделить механическую подсистему АД - “автомобиль - дорога” и биомеханические подсистемы ВА - “водитель - автомобиль” и ВД - “водитель - дорога”, а также подсистемы СВ, СА, СД. В данной интерпритации термин “среда” охватывает пешеходов, сот рудников ГАИ (регулировщиков), а также погодно-климатические факторы.
Среда оказывает воздействие на автомобиль, водителя и дорогу.
Рис. 1. Система ВАДС рис. 2. Взаимодействие компон. ВАДС
Взаимосвязь и взаимодействие подсистем и компонентов системы ВАДС показаны на рис.
Применительно к водителю речь должна идти о состоянии его здоровья, степени утомленности, уровне подготовки, умении принимать решения в условиях дефицита времени и правильно выбрать скорость в соответствии с условиями движения.
Применительно к автомобилю можно отметить, что на безопасность движения существенно влияют его габаритные размеры, тяговые и тормозные качества, головное освещение, удобство рабочего места водителя, маневренность, элементы пассивной безопасности и др.
Применительно к дороге это такие характеристики, как ширина проезжей части, коэффициент сцепления и ровность покрытия, геометрические параметры, состояние обочин, наличие и качество ограждений и других элементов инженерного оборудования.
Применительно к среде движения можно отметить, что на безопасность движения оказывают влияние погодно-климатические условия, наличие пешеходов и сотрудников ГАИ, осуществляющих надзор за движением.
Безопасность дорожного движения зависит от надежности входящих в систему ВАДС компонентов. Очевидно, что для обеспечение безопасного функционирования системы требуются достаточно большие затраты, но и при этом условии создание абсолютно безопасной системы невозможно, поскольку в неё входит человек, действия и ошибки которого существенно влияют на работоспособность системы в целом.
Специфика функционирования системы ДД заключается во взаимодействии технического и человеческого фактора. В ДД участвует огромное количество людей, как профессиональных так и непрофессиональных водителей, пешеходов. У каждого человека свои психофизиологические особенности. Деятельность водителя характеризуется рядом негативных факторов:
1. Большой объем перерабатываемой информации и необходимость ее непрерывного синтеза.
2. Хронический дефицит времени для принятия решений.
3. Высокий уровень ответственности за принимаемые решения.
3. Требования к ДД.
Дорожное движение характеризуется:
- эффективностью (экономичностью, продуктивностью);
- безопасностью;
- комфортабельностью.
Соответствующие из характеристики требования:
Эффективность- продуктивное ДД предусматривает создание таких условий ДД, которые обеспечивают высокую скорость, малое время сообщения, минимум задержек транспортных средств.
Под безопасностью ДД понимается создание комплекса условий требований к транспортным средствам, дороге, водителям, обеспечивающим минимальную вероятность ДТП.
Исследования и опыт свидетельствуют, что безопасное движение является одновременно и комфортабельным. Для удобства водителей и пешеходов предусматривают размещение автозаправочных станций, СТО, пунктов питания, отдыха и т. д.
Таким образом, решение проблемы БД, экономичности и комфортабельности достигается с использованием системного подхода, т. е. при взаимоувязанном решении вопросов функционирования системы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.