Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Владивостокский филиал
Кафедра Информатики и информационных таможенных технологий
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
на тему: Естествознание, наука и культура.
Дисциплина: Концепции современного естествознания
Автор:
Владивосток
2011
Тема: Цель и задачи курса концепции современного естествознания. Эволюция естественнонаучного знания. Иерархия уровней культуры.
Цель занятия: Дать студентам основные понятия «естествознание», «наука», «культура», а также объяснить специфику естественнонаучной и гуманитарной культуры.
Литература по теме:
а) основная
1. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. , проф. . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 319 с.
2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания : учебник. – M. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 .– 287 с б) дополнительная
1. Аршинов В.И., Буданов В.Г., Суханов А.Д. Естественнонаучное образование гуманитариев: на пути к единой культуре// Общественные науки и современность. 1994. №5.
Учебные вопросы
1. Цель и задачи курса концепции современного естествознания, предмет и объекты его исследования.
Концепция – определенный способ понимания -основная точка зрения - ведущий замысел.
Развитие естественных наук оказало и продолжает оказывать огромное влияние на представление о современной картине мира.
Специалисты в области экономики, управления, юриспруденции должны понимать естественнонаучную сущность анализируемых проблем, поскольку без знания достижений современной науки, освоения ее методов и идей невозможно принятие ответственных решений.
Научное мировоззрение является частью современной культуры, на нем основывается современное высшее образование.
Предметом курса «КСЕ» являются – наиболее общие, фундаментальные представления о мире, складывающиеся в рамках основных направлений естествознания и выражающие специфические особенности концепции картины мира, присущие данным конкретным наукам.
Предмет позволяет ознакомиться с научным методом и его применением, проследить эволюцию представления человечества о пространстве и времени.
Основные объекты исследования:
методология естественнонаучного познания;
логика развития естественнонаучного познания;
современная естественнонаучная картина мира;
структурные уровни организации материи (микро-,макро-,мегамиры);
особенности биологического уровня организации материи;
естественнонаучные проблемы человека.
Цель и задачи –
показать панораму современного естествознания;
выработать объективный взгляд на картину мироустройства;
противостоять влиянию анти-, лженауки.
Главной задачей изучения курса «КСЕ» является отчетливое определение смысла, границ, и возможностей науки, ее значения как феномена культуры.
Кроме этого, важнейшей задачей выступает рассмотрение в единстве и взаимосвязи наиболее фундаментальных проблем современной науки, определяющих основной вектор развития современного мировоззрения человека.
Каждая наука видит мир по-своему, исходя из своих оснований, установок, объектов исследования и используемого категориального аппарата, с помощью которого описывается реальность. Один и тот же объект, феномен реальности, может быть исследован различными науками, описан различными системами категорий.
В курсе «Концепции современного естествознания» анализируются концепции, выражающие суть и основные позиции различных наук в отношении фундаментальных проблем развития реальности.
Для того чтобы описать наиболее общих проблемы реальности, проанализировать основы и смысл современного естествознания, необходимо выйти за границы отдельных наук, в область метанауки и философии. Необходимо использование всеобщих категорий и понятий, отражающих всеобщее.
Метанаука – наука которая объединяет в себе в единое целое
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.