Координация выбора и модели экономической системы. Анализ спроса и предложения. Теория потребительского поведения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….4

1.   Генезис экономической теории. Экономика как наука……………………………5

2. Контрольная работа, тесты по темам «Координация выбора и модели экономической системы», «Собственность и предпринимательство»………………..7

3.     Рынок как форма существования товарного производства………………………9

4.     Анализ спроса и предложения. Теория потребительского поведения………….11

5.  Рынок ресурсов. Экспресс-опрос по теме «Капитал и труд как факторы производства»……………………………………………………………………………13

6.     Контрольная работа, решение задач по темам «Капитал и фонды предприятия», «Коммерческий (хозяйственный) расчет, издержки и прибыль»…………………….15

7.     Макроэкономические показатели и их измерение (тесты, решение)…………..22

8.     Макроэкономическая нестабильность (современные проблемы  инфляции и безработицы)…………………………………………………………………………26

9.     Экономический рост и государственное регулирование экономики…………..27

Введение

Рабочим учебным планом по дисциплине «Экономика» образовательной программы «Прикладная информатика (в экономике)» на практические занятия отводится 18 аудиторных часов, то есть, предусмотрено проведение 9 семинаров. Чтобы у студентов была возможность полнее усвоить и закрепить теоретический  курс, ряд тем дисциплин, логически и проблемно связанных между собой, объединены в одно семинарское занятие; по некоторым темам проводятся контрольные работы, тесты и экспресс – опросы, решаются задачи.

Основная цель предлагаемого пособия – оказать методическую помощь молодым преподавателям и студентам при подготовке и проведении практических занятий по экономике. В методических указаниях по каждой теме  приводится примерный план семинара, используются  активные методы обучения: постановка проблемных вопросов, проведение дискуссий, привлечения студентов к самостоятельному поиску литературы по актуальным проблемам российской экономики.

Задача каждого семинарского занятия – научить студентов видеть причинно-следственные связи в экономических процессах, выделять основные проблемы современной экономической  жизни российского общества, анализировать факторы,  их определяющие. Студенты должны уметь аргументировать свою точку зрения, предлагая способы и средства разрешения экономических проблем.

1.  Генезис экономической теории. Экономика как наука

1.  История становления и развития экономической теории

2.  Производство и потребности

3.  Главнее проблемы организации производства

4.  Предмет и функции экономики как науки

5.  Методы научного познания экономических процессов

Домашнее задание. К этой теме студентам рекомендуется самостоятельно изучить 1 главу и часть 2-ой главы «Экономикса» К. Р. Макконелла и С.Л. Брю, М.: Издательство «Республика», 1992 г., том 1, где излагаются предмет и метод экономикс.

При рассмотрении первого вопроса  студенты должны дать краткую характеристику экономических школ и направлений, проследить исторические этапы развития современной экономической мысли. При этом следует отметить, что принципиально нового  внесла каждая школа в становление экономики как науки; определить место экономической науки в системе социальных наук.

Во втором вопросе необходимо дать  определение производства и выделить его основные элементы. Современная экономическая наука оперирует понятиями «Экономические ресурсы». Опираясь на «Экономикс», следует дать их характеристику и сгруппировать как факторы производства.

Конечной целью производства является потребление. Поскольку люди не могут перестать потреблять, они не могут перестать производить. Постоянное  повторение и возобновление процесса производства называется воспроизводством. Следует рассмотреть фазы воспроизводства, показать их взаимосвязь и обосновать примат (первенство) производства с точки зрения предмета экономической науки.

Далее логически следует анализ потребностей, их классификация, при этом важно подчеркнуть, что структура общественного производства должна соответствовать структуре потребностей.

Приступая к рассмотрению главных проблем организации производства, следует поставить вопрос: чем обусловлены эти проблемы, каково их основное содержание?

Свои проблемы люди могут решать, только используя силы природы с помощью производственных  сил и вступая в экономические отношения между собой. Поэтому студенты должны усвоить и уметь оперировать такими экономическими категориями как: производительные силы, организационно-экономические и социально-экономические отношения, знать их структуру; понимать, что экономические законы объективны по своему характеру, поскольку выражают сущность экономических явлений и процессов, устойчивые причинно-следственные связи.

Следует обратить внимание студентов на то, что сущность экономических процессов, экономических категорий, которые будут изучаться, могут не совпадать с формой их проявления, восприятием объективных экономических явлений субъективным сознанием человека. Поэтому важно овладеть методологией и методами познания экономической действительности.

Студенты должны объяснить  связь между факторами, принципами и политикой в экономике и, опираясь на «Экономикс», рассказать о методах экономической науки: индукция, дедукция, методе абстракции, допущения «при прочих равных условиях», исторического и логического подхода к анализу экономических процессов; объяснить  (на примере), что такое позитивная экономикс и нормативная экономикс, какие существуют ловушки для обыденного  сознания, затрудняющие процесс рационального экономического мышления.

2.  Контрольная  работа, тесты по темам «Координация выбора и модели экономической системы», «Собственность и предпринимательство»

Проведению этого семинарского занятия предшествует выдача домашнего задания. Целесообразно его сформулировать в виде ситуационной задачи и теста

Похожие материалы

Информация о работе