Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….4
1. Генезис экономической теории. Экономика как наука……………………………5
2. Контрольная работа, тесты по темам «Координация выбора и модели экономической системы», «Собственность и предпринимательство»………………..7
3. Рынок как форма существования товарного производства………………………9
4. Анализ спроса и предложения. Теория потребительского поведения………….11
5. Рынок ресурсов. Экспресс-опрос по теме «Капитал и труд как факторы производства»……………………………………………………………………………13
6. Контрольная работа, решение задач по темам «Капитал и фонды предприятия», «Коммерческий (хозяйственный) расчет, издержки и прибыль»…………………….15
7. Макроэкономические показатели и их измерение (тесты, решение)…………..22
8. Макроэкономическая нестабильность (современные проблемы инфляции и безработицы)…………………………………………………………………………26
9. Экономический рост и государственное регулирование экономики…………..27
Введение
Рабочим учебным планом по дисциплине «Экономика» образовательной программы «Прикладная информатика (в экономике)» на практические занятия отводится 18 аудиторных часов, то есть, предусмотрено проведение 9 семинаров. Чтобы у студентов была возможность полнее усвоить и закрепить теоретический курс, ряд тем дисциплин, логически и проблемно связанных между собой, объединены в одно семинарское занятие; по некоторым темам проводятся контрольные работы, тесты и экспресс – опросы, решаются задачи.
Основная цель предлагаемого пособия – оказать методическую помощь молодым преподавателям и студентам при подготовке и проведении практических занятий по экономике. В методических указаниях по каждой теме приводится примерный план семинара, используются активные методы обучения: постановка проблемных вопросов, проведение дискуссий, привлечения студентов к самостоятельному поиску литературы по актуальным проблемам российской экономики.
Задача каждого семинарского занятия – научить студентов видеть причинно-следственные связи в экономических процессах, выделять основные проблемы современной экономической жизни российского общества, анализировать факторы, их определяющие. Студенты должны уметь аргументировать свою точку зрения, предлагая способы и средства разрешения экономических проблем.
1. Генезис экономической теории. Экономика как наука
1. История становления и развития экономической теории
2. Производство и потребности
3. Главнее проблемы организации производства
4. Предмет и функции экономики как науки
5. Методы научного познания экономических процессов
Домашнее задание. К этой теме студентам рекомендуется самостоятельно изучить 1 главу и часть 2-ой главы «Экономикса» К. Р. Макконелла и С.Л. Брю, М.: Издательство «Республика», 1992 г., том 1, где излагаются предмет и метод экономикс.
При рассмотрении первого вопроса студенты должны дать краткую характеристику экономических школ и направлений, проследить исторические этапы развития современной экономической мысли. При этом следует отметить, что принципиально нового внесла каждая школа в становление экономики как науки; определить место экономической науки в системе социальных наук.
Во втором вопросе необходимо дать определение производства и выделить его основные элементы. Современная экономическая наука оперирует понятиями «Экономические ресурсы». Опираясь на «Экономикс», следует дать их характеристику и сгруппировать как факторы производства.
Конечной целью производства является потребление. Поскольку люди не могут перестать потреблять, они не могут перестать производить. Постоянное повторение и возобновление процесса производства называется воспроизводством. Следует рассмотреть фазы воспроизводства, показать их взаимосвязь и обосновать примат (первенство) производства с точки зрения предмета экономической науки.
Далее логически следует анализ потребностей, их классификация, при этом важно подчеркнуть, что структура общественного производства должна соответствовать структуре потребностей.
Приступая к рассмотрению главных проблем организации производства, следует поставить вопрос: чем обусловлены эти проблемы, каково их основное содержание?
Свои проблемы люди могут решать, только используя силы природы с помощью производственных сил и вступая в экономические отношения между собой. Поэтому студенты должны усвоить и уметь оперировать такими экономическими категориями как: производительные силы, организационно-экономические и социально-экономические отношения, знать их структуру; понимать, что экономические законы объективны по своему характеру, поскольку выражают сущность экономических явлений и процессов, устойчивые причинно-следственные связи.
Следует обратить внимание студентов на то, что сущность экономических процессов, экономических категорий, которые будут изучаться, могут не совпадать с формой их проявления, восприятием объективных экономических явлений субъективным сознанием человека. Поэтому важно овладеть методологией и методами познания экономической действительности.
Студенты должны объяснить связь между факторами, принципами и политикой в экономике и, опираясь на «Экономикс», рассказать о методах экономической науки: индукция, дедукция, методе абстракции, допущения «при прочих равных условиях», исторического и логического подхода к анализу экономических процессов; объяснить (на примере), что такое позитивная экономикс и нормативная экономикс, какие существуют ловушки для обыденного сознания, затрудняющие процесс рационального экономического мышления.
2. Контрольная работа, тесты по темам «Координация выбора и модели экономической системы», «Собственность и предпринимательство»
Проведению этого семинарского занятия предшествует выдача домашнего задания. Целесообразно его сформулировать в виде ситуационной задачи и теста
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.