МЫШЛЕНИЕ
Чаще всего мышление определяют как обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек опирается на свой и на коллективный опыт при решении какой-либо проблемы. Обобщенный характер мышления заключается в том, что мы суммируем и перерабатываем единичные факты, чтобы составить общее представление о каком-либо явлении.
Две важнейших особенности мышления таковы:
1. Мышление тесно связано с языком и речью.
2. Мышление имеет проблемный характер, то есть оно начинается в некой проблемной ситуации.
Рассмотрим процесс поиска решения в проблемной ситуации.
Все виды знания, имеющиеся у человека, можно разделить на процедурное и декларативное знание.
Процедурное знание касается выполнения различных познавательных действий, т.е. решения задач,
декларативное – сведений о событиях, людях, предметах и явлениях.
Таким образом, приемы решения задач, которые будут рассмотрены ниже, относятся к сфере процедурного знания.
Решение проблемы можно рассмотреть как переход от исходного ее состояния к целевому (желательному). При этом в мышлении человек использует определенные операторы – знания о действиях, преобразующих одно состояние проблемы в другое. Например, шимпанзе, находящийся в клетке, соединяет две короткие палки в одну длинную, что позволяет ему достать банан.
Каждый из нас использует множество операторов, которые приобретаются посредством обучения (нам кто-то о них сообщает), путем открытия (например, мы можем обнаружить в ходе решения проблемы какую-то закономерность) или через подражание – воспроизведение решений других людей. Научение использованию операторов происходит лучше, когда человек имеет доступ ко всем перечисленным выше способам. Усвоив один оператор, человек может позже успешно применить его для решения другой проблемы. Заметим, что многие психологи называют основным показателем способности к мышлению умение использовать один и тот же метод для решения различных проблем. Вообще, «хорошие» операторы можно применить к целому классу ситуаций. Здесь используется метод решения по аналогии. Аналогии могут быть как простыми (прямыми), так и сложными. Выдающийся физик Резерфорд использовал для описания строения атома сложную аналогию с устройством Солнечной системы (электроны вращаются вокруг ядра так же, как планеты вращаются вокруг солнца, при этом электроны меньше, чем ядро атома, и связаны с ним силами притяжения).
Проблема с аналогиями заключается в том, что часто люди не замечают, что аналогия возможна, или же руководствуются при решении задач поверхностным сходством их исходных условий.
При выборе нужного оператора для решения задачи человек обычно использует несколько критериев:
1. Избегание повторов – т.е. операторов, которые возвращают нас на шаг назад в решении задачи.
2. Связанный с первым критерием критерий уменьшения различий, отражающий стремление человека в каждом шаге решения задачи продвинуться как можно ближе к целевому состоянию
3. Анализ средств и целей – это универсальный критерий, который используется при решении любых задач. Мы сопоставляем конечное / желаемое состояние в решении проблемы, и средства, которые имеются у нас в распоряжении. Этот метод можно рассматривать как более сложную версию критерия уменьшения различия. При этом данный критерий, в отличие от критерия 1, не игнорирует те операторы, которые нельзя применить немедленно. Он сосредотачивается на том, как можно применить блокированные операторы.
4. Наконец, люди склонны выбирать операторы, которые недавно использовались.
Кроме самой проблемной ситуации и операторов, на решение задачи большое влияние оказывает формулировка условия (т.е. способ репрезентации проблемы). Неподходящие репрезентации проблемы приводят к тому, что проблема не решается даже при наличии нужных знаний.
До сих пор мы рассматривали пошаговые методы решения проблем. Однако каждый из нас знает, что проблему можно решить и одномоментно, посредством «озарения», «догадки». В таком случае человеку кажется, что нужный ответ приходит к нему неожиданно, и даже не обязательно тогда, когда он непосредственно занимается проблемой. Некоторые психологи полагают, что в решении такого типа наибольшую роль играет эффект инкубации (в результате перерыва в деятельности «неподходящие» способы решения проблем забываются).
Однако не во всех случаях мышление можно представить как решение проблемы. Иногда мышление – это выведение нового знания из уже известного. Такой процесс получил название умозаключения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.