В целом можно сказать, что мыслительный процесс основывается на оперировании понятиями¸ суждениями и умозаключениями.
В понятии отражаются существенные свойства предметов и явлений.
Суждение – это отрицание либо утверждение относительно предмета или явления. Суждения раскрывают содержание понятий.
Умозаключение – некая последовательность суждений, на основе которой формируются новые суждения (знания).
Не только психология, но и логика изучают умозаключения. Логика – наука о формах и законах мышления.
Умозаключения делятся на дедуктивные и индуктивные.
Дедуктивные основываются на следующем правиле: если исходная посылка верна, то вывод также верен. Таким образом, из общего суждения выводится частное.
Индуктивные основываются на оценке некоторой вероятности, на нашем прошлом опыте. Из частного наблюдения таким образом выводится более обобщенное сужение.
Рассмотрим пример.
Федор – брат Кати. Катя – мать Ольги. Þ Федор – дядя Ольги.
Это –дедуктивное умозаключение, которое можно сделать со стопроцентной уверенностью в его истинности. Рассмотрим индуктивное умозаключение.
Федор – брат Кати. Катя – мать Ольги. Þ вероятно, Федор старше Ольги.
Оно не является стопроцентно уверенным, поскольку в некоторых случаях может быть неверным (например, если между Федором и Катей значительная разница в возрасте). Однако оно основывается на нашем опыте (как правило, дядя старше племянницы).
Одной из альтернатив формально-логической модели мышления является предположение о том, что люди делают умозаключения на основе анализа вероятностей, и дедуктивной логике предпочитают индуктивную. Из условного предложения «Если А, то Б», люди делают выводы типа: «Следовательно, Б возможно». При этом они рассматривают связь между исходной посылкой и следствием как двустороннюю.
В 1972 г. Уэйсон провел следующий эксперимент.
Перед испытуемым выкладывали четыре карты:
Е |
К |
4 |
7 |
Испытуемому сообщали, что каждая карта на одной стороне имеет букву, а на другой – цифру. Задача состояла в том, чтобы определить справедливость следующего утверждения: «Если на карте изображена гласная, то на обороте этой карты изображено четное число». От испытуемого требовалось перевернуть только те карты, которые было абсолютно необходимо проверить для оценки этого правила.
Анализ показал, что 89% испытуемых перевернули карту с буквой Е, что является логически верным выбором. Однако 62% испытуемых перевернула также карту с цифрой 4, что неинформативно, т.к. даже наличие на обратной стороне согласной буквы еще не позволяет сделать вывод о неверности утверждения. Только 25% испытуемых решили перевернуть карту с цифрой 7, что является логически информативным выбором. 16% испытуемых решили перевернуть карту с буквой К (что неинформативно).
Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что испытуемые выбирают карты согласно вероятностной модели, т.е. они рассуждают не дедуктивно, а индуктивно. Типичная ошибка испытуемых – переворачивание карты с цифрой 4 – показывает, что испытуемые действительно рассматривали связь между исходной посылкой и следствием как двустороннюю. Они неявным образом предполагали, что правило «если на одной стороне изображена гласная, то на другой – четное число», можно также интерпретировать как «если на одной стороне четное число, то на другой – гласная». Характерно, что как только испытуемым для оценки истинности предлагается утверждение о конкретной социальной ситуации, они делают более точные суждения.
Можно выделить различные виды мышления:
- формально-логическое (опирающееся на правила индуктивных и дедуктивных умозаключений), и обыденное (в котором не всегда используются правила формальной логики, велико влияние эмоций, прошлого опыта и предрассудков);
- по содержанию можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное и вербально-логическое мышление. Первое отражает процесс решения задачи в основном с опорой на практические действия, второй – на образы восприятия, третий – на логические схемы и абстрактные правила и понятия;
- по продукту – творческое и критическое. Творческое мышление направлено на получение нового продукта, отличается своеобразием решений, критическое – на оценку уже существующих решений;
- по направленности – теоретическое (направлено на выявление закономерностей, правил) и практическое (направлено на преобразование действительности).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.