Тестирование как средство контроля языковых и речевых
навыков, речевых умений, общей языковой компетенции.
Роль тестирования в преподавании иностранных языков постоянно растет. Преподаватели и учителя проявляют все больший интерес к тестированию и применяют все большее количество тестов в своей повседневной учебной работе. Так как успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок, то большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме тестов. Тесты являются не только «наиболее экономной формой контроля», но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала. Тестирование также стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.
Основная роль тестирования в преподавании иностранных языков заключается в обратной связи и в контроле, и, чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффектнее учебный процесс и качественнее тестирование. Тестирование является экономичной и технологичной процедурой. Тесты можно одновременно проводить на многочисленных группах учащихся, проверять с их помощью большой объем информации. Проверка теста, обработка результатов для получения окончательных оценок проводится значительно легче и быстрее, не требует такого умственного напряжения учителя как при традиционных формах контроля. Эта работа значительно облегчается, если возможно использование компьютерного варианта теста с последующей компьютерной обработкой результатов.
В тестах в наиболее четком виде отражается некоторый стандарт образования: те знания и умения, которыми должны владеть учащиеся, те задачи, которые они должны уметь решать. Тесты также дают наиболее достоверную и точную картину усвоения знаний учениками по сравнению с другими формами и методами контроля.
Тестовые формы контроля объединяет наличие ряда только им присущих особенностей. Отмечается ряд положительных черт, отличающих тестирование от других форм контроля в области иностранного языка. Среди них можно выделить следующие: относительно более высокую степень объективности, быстроту обратной связи, экономию времени, затрачиваемого на выполнение теста и его проверку, легкость проведения и подсчета результатов тестирования, возможность единовременной проверки больших контингентов учащихся. Выделяются такие преимущества тестового контроля, как возможность систематического проведения тестового контроля на всех этапах обучения, возможность его сочетания с другими традиционными формами контроля, индивидуальный характер контроля. Возможность использования многообразных форм тестовых заданий, единство требований ко всем испытуемым, применение единых критериев оценки и интерпретации результатов и т.д.
Что же такое тест? Тест - это совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью выявления социальных, психологических или психофизиологических характеристик его личности. К существенным признакам теста относятся:
1. Выполнение им роли одного из средств психодиагностики и психопрогностики (в том числе педагогической, в частности лингводидактической, связанной с измерением знаний, умений и навыков учащихся).
2. Существование в форме совокупности вопросов (заданий), обеспечивающих (в большинстве случаев) однозначность ответов испытуемых, выделение в этих ответах части, несущей наибольшую информационную нагрузку, что позволяет ускорить, облегчить и объективировать их последующий анализ, обработку и интерпретацию.
3. Тщательность разработки в соответствии с определенными правилами и процедурами.
4. Предварительная экспериментальная проверка и использование специальных процедур для отбора действительно эффективных заданий, имеющих достаточно высокие показатели дифференцирующей силы и трудности, для улучшения редакции текста.
5. Наличие особых характеристик эффективности (валидности и надежности), получаемых в результате выполнения специальных процедур, главным образом математико-статистических.
6. Наличие эталона ответа, простота сравнения с ним.
7. Объективность результатов тестирования, т.е. независимость от личных суждений, симпатий и антипатий тех, кто проверяет тест.
8. Возможность количественной и математико-статистической обработки результатов тестирования.
Что же касается лингводидактических тестов, о которых далее пойдет речь, то следует отметить, что на данный момент выделены следующие объекты тестового контроля: лингвистическая компетенция, коммуникативная компетенция, обучаемость и обученность иностранному языку. Предложена следующая классификация лингводидактических тестов:
1. По цели применения:
- констатирующие тесты;
- диагностирующие тесты;
- прогностические тесты.
2. По виду осуществляемого контроля:
- тесты текущего контроля;
- тесты рубежного контроля (в конце четверти, семестра);
- тесты итогового контроля (в конце учебного года, на каждом курсе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.