МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа
________________
«_____» ________________ 2007г.
Методическое обеспечение учебной практики
«ПО ПОДГОТОВКЕ
К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»
Специальность: 2-02 03 06 «Иностранные языки»
Минск, 2007
Разработали пособие В., преподаватель психологии высшей категории,
, преподаватель педагогики высшей категории.
Обсуждено и одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии психологии и педагогики лингвогуманитарного колледжа учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет».
Протокол № ________ от __________________2007г.
Председатель ПЦК ______________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................... 4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД........................................................................................................................... 5
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ...................................................................................................................... 6
1.1. Введение. Знакомство с целями, задачами летней педагогической практики 6
1.2. Знакомство с «Положением о детском оздоровительном лагере».............................................................................................................................. 7
1.3. Функциональные обязанности педагогических работников
Логика развития лагерной смены................................................................................................................................ 8
1.4. Особенности временного детского коллектива...................................................................................................................... 13
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В ДЕТСКОМ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ (ДОЛ) 21
2.1. Цели, задачи, содержание деятельности вожатого в организационный период лагерной смены. Оформление документации вожатого................................................................................................................ 21
2.2. Подготовка и организация приема детей...................................................................................................................... 22
2.3. Организация знакомства в отряде.................................................................................................................................................. 26
2.4. Психолого-педагогическая диагностика........................................................................................................... 37
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОЛ. 42
3.1. Целеполагание и планирование оздоровительно-воспитательной работы в ДОЛ. 42
3.2. Формы и методы коллективного планирования в отряде............................................................................................................................. 46
4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 50
4.1. Сущность технологии КТД................................................................................................................................. 50
4.2.Технологии кооперативного и группового взаимодействия.............................................................................................................. 51
4.3. Организация и проведение народных праздников и игр в ДОЛ................................................................................................................................ 57
4.4. Организация и проведение тематических дней в оздоровительном лагере 60
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОЛ.................................................................................................................................................................. 62
5.1. Особенности взаимодействия с родителями в условиях ДОЛ................................................................................................................................ 62
5.2. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОЛ................................................................................................................................ 64
5.3. Виды декоративно-оформительской работы в ДОЛ................................................................................................................................ 68
5.4. Организация музыкально-хореографической деятельности в ДОЛ 69
5.5. Экологическая деятельность детей в ДОЛ................................................................................................................................ 70
6. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ...................................................................................................................... 72
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................... 74
ВВЕДЕНИЕ
После напряженного учебного года взрослые стараются организовать отдых своих детей как можно лучше, интереснее, разнообразнее, чтобы они могли наконец-то окунуться в мир любимых занятий, в мир путешествий, экскурсий, в мир игр, забав, новых встреч, знакомств, общения...
И тогда летние оздоровительные лагеря становятся местом, где дети могут отдохнуть, окрепнуть, закалиться, поиграть, познакомиться и подружиться с другими ребятами, в общем, весело, интересно и полезно провести время.
Очень часто вожатыми и воспитателями в летних детских лагерях работают молодые люди — учащиеся, которые получают педагогическое образование для дальнейшей работы с детьми в различных учебно-воспитательных учреждениях. Именно от этих молодых людей зависит, будет ли отдых детей интересным, увлекательным, полезным или нет, захочется ли детям поехать в лагерь в следующий раз, будут ли ребята потом всем рассказывать, как здорово они проводили время в лагере с друзьями и замечательными вожатыми.
На вожатых и воспитателей возлагается огромная ответственность за жизнь и здоровье вверенных им детей, за их воспитание и нравственное развитие. Чтобы у юных педагогов все получилось, необходимо приобрести определенные теоретические психолого-педагогические знания, знания методики организации различных форм работы в летнем оздоровительном лагере, иметь в запасе разработки, сценарии, уметь применить этот материал в нужное время в нужном месте с данными конкретными детьми. Самому надо быть заинтересованным, увлеченным, творческим человеком, «гореть» и «зажигать» огнем любопытства, инициативы, творчества всех ребят своего отряда, а главное — любить детей, какими бы разными они ни казались, и делать все возможное для их воспитания, развития и оздоровления.
В профессиональном становлении будущих педагогов существенную помощь учащимся оказывает учебная практика «По подготовке к оздоровительно-воспитательной работе с детьми в летний период»
В данном пособии мы постарались объединить теоретический материал по методике организации различных форм воспитательной работы и материал, который преподаватели колледжа могут использовать при проведении занятий по подготовке учащихся к летней педагогической практике.
Программа практики «По подготовке к оздоровительно-воспитательной работе с детьми в летний период» содержит шесть основных разделов:
1.Организация летней педагогической практики
2.Организационно-адаптационный период в детском оздоровительном лагере (ДОЛ)
3.Планирование оздоровительно-воспитательной работы в ДОЛ.
4.Организация коллективной творческой деятельности
5.Основные направления организации оздоровительно-воспитательной работы в ДОЛ
6.Оказание первой медицинской помощи.
Каждый раздел включает в себя несколько тем, содержание которых раскрывается по следующей структуре:
· Название темы
· Цель
· Содержание программы
· Информационный блок
· Практико-преобразующий блок
· Задания для самопроверки и самостоятельной работы
· Литература
Завершает каждый раздел контрольный блок.
Мы надеемся, что предлагаемое пособие поможет преподавателям колледжа более рационально, системно, целенаправленно подготовить учащихся к работе в качестве вожатых, воспитателей в летних детских оздоровительных лагерях. Данный материал не должен рассматриваться, как догма. Мы предлагаем концепцию, а каждый преподаватель может выбрать свою технологию обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Примерный тематический план
практики «По подготовке к оздоровительно-воспитательной работе с детьми в летний период»
Специальность 2-020306 « Иностранные языки»
Разделы и темы |
Количество часов |
||
Теоре тические занятия |
Практи ческие занятия |
Всего |
|
1. Организация летней педагогической практики 1.1. Введение. Знакомство с целями, задачами летней педагогической практики. 1.2. Знакомство с «Положением о детском оздоровительном лагере». 1.3. Функциональные обязанности педагогических работников. Логика развития лагерной смены. 1.4. Особенности временного детского коллектива. 2. Организационно-адаптационный период в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) 2.1. Цели, задачи, содержание деятельности вожатого в организационный |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.