Описать методику ознакомления учащихся с каждым из этих требований, убедить их в необходимости соблюдать эти требования. Привести примеры близкие учащимся по времени и по месту. Дать рекомендации о том, на какие части разделить инструктаж, какой по содержанию должна быть каждая из частей, каким должно быть обобщение
Не менее важна и другая задача – воспитания у учащихся культуры труда во всех её проявлениях. Необходимо включать в это понятие такую организацию состояния рабочих мест, которые позволяют наиболее рационально организовывать труд в процессе самостоятельной работы учащихся и выполнению заданий с соблюдением принятой технологии производства и содержанием оборудования, инструментов, а также рациональное использование рабочего времени в течении всего урока. Необходимо рекомендовать способы, которые помогут понять эстетическую сторону вопроса, красоту и привлекательность правильной организации рабочего места, влияние на настроение работающего, а отсюда и на производительность, и на качество труда, на уменьшение утомляемости. Соблюдение требований культуры труда на рабочем месте должно влиять на оценку работы учащихся на уроке. Большое значение для успешной учебно-воспитательной деятельности имеет высокий уровень общей культуры мастера, его кругозор, тем более это важно сейчас, когда значительно повысился общий кругозор и общеобразовательный уровень молодежи, расширился круг её интересов.
Большое значение имеет эрудиция мастера для организации внеклассной воспитательной работы, где широта интересов и кругозор мастера помогают ему подсказать учащимся интересные дела, даёт возможность оказывать им помощь советом и делом. Мастер, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет заранее продумать и спланировать своё педагогическое воздействие на учащихся.
Обучение должно быть таким, чтобы оно развивало способность учащегося мыслить. Эта задача должна решаться в процессе всего обучения, на всех частях урока, в ходе всей воспитательной работы. Речь идёт о том, как развивать мышление учащихся в процессе проведения вводного инструктажа. Всё это можно условно разделить на два вида – прямые и косвенные.
К прямым, относят метод беседы. Беседа – это вопросно-ответный метод организации процесса обучения. В процессе п/о применяются два основных вида беседы: беседа, цель которой обобщение, систематизация, конкретизация накопленного опыта учащихся, сообщение им новых знаний; а также беседа, в ходе которой производиться закрепления, повторения, проверка знаний и умений учащихся. В ходе беседы ни в коем случае не следует прибегать к сравнению учебных успехов разных учащихся. Не следует захваливать хороших учащихся, зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого учащегося.
Косвенный метод – объяснение. Рассказ – объяснение – это метод основой которого является монологическая устная речь. На п/о мастер объясняет, применяя общий метод устного изложения – рассказ-объяснение. Объяснение всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий, разбором технической документации имеющейся в наличие, показам трудовых действий. Мастер обращается с вопросами к учащимся, побуждая их включиться в процесс поиска: высказывать предложения, объяснять факты, показывать правильность мысли путём рассуждения, делать вывод из того, что он знает.
Эффективность вводного инструктажа определяется не только качеством изложения нового материала и показа приёмов выполнения работ, но и тем, каким образом мастер организует проверку объяснённого и показанного. Одной из задач мастера является вооружение учащихся умениями, в основе которых лежит глубокое понимание конкретных способов выполнения работ. Предусмотрев возможные случаи непонимания учебного материала или трудовых приёмов учащимися, необходимо дать рекомендации о способах проверки осваиваемой работы. Это может быть беседа, нужно привести план беседы, четко сформулировать вопросы, которые целесообразно задать учащемуся, а затем порекомендовать способы, которые помогу добиться глубокого понимания учащимся выполняемого задания.
Содержание и методика безопасных приёмов труда разработаны и изложены в процессе вводного инструктажа. Это может быть:
-материальная оснащённость урока, способствующая созданию безопасных условий работы
-беседа по наиболее важным требования безопасности труда, обеспечивающая понимание того, к чему могут привести их нарушения
-проверка знаний учащихся по правилам безопасности труда непосредственно перед выполнением задания, отдельных его частей, а может быть разрешить их выполнение только после того, как мастер убедиться в правильности подготовки материальной части.
Во всех случаях рекомендации должны быть конкретными. Средств и путей для воспитания самостоятельности учащихся на уроке очень много. Необходимо предложить пути для организации самостоятельной работы учащихся, чтобы они могли выбрать оптимальный вариант. Это, прежде всего, такая организация выполнения задания при которой мастер не ведёт учащегося с одной ступени на другую, а даёт задание большими частями, предоставляя ему самому разобраться в деталях. Мастер должен охарактеризовать ошибки и показать пути их преодоления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.