Перспективные металлы
С помощью новых технологических методов можно создать металлы с такой кристаллической структурой, которая придаст им исключительно высокие прочность, жаростойкость и антикоррозионные свойства
ме- |
|
легкоплавкими или способными вы- |
талла. Сплавление металлов, т. е. до- |
держивать крайне высокие темпера- |
бавление в один металл атомов |
туры. Как ни парадоксально, но |
какого-либо другого металла, изме- |
свойства металлов можно улучшить, |
НЯеТ характер сопряжения атомных |
подвергая их различным воздействи- |
плоскостей, зачастую увеличивая |
ям: деформируя металл, его можно |
прочность материала. Так, бронза |
сделать тверже; подвергая нагреву, — |
оказывается прочнее и меди, и олова, |
менее склонным к потере прочности |
обоих компонентов сплава. |
при высоких температурах. Ключ к |
В 30-х годах исследователи начали |
получению металлов с такими свойст- |
понимать, что все наблюдаемые у ме- |
вами лежит в придании им определен- |
таллов свойства нельзя объяснить на- |
ной кристаллической структуры. |
личием у них идеальной кристалли- |
Атомы в металле плотно упакова- |
ческой решетки. Действительно, сей- |
ны, подобно уложенным в коробке |
час вполне очевидно, что дефекты ре- |
шарикам. Аналогично, атомы стре- |
плетки — места, в которых наруша- |
мятся образовать тесно прилегающие |
ется сопряжение атомных плоско- |
ЕТАЛЛЫ могут быть хрупки- плоскости. Характер такого сопряжеми или легкодеформируемы- ния плоскостей определяет многие ми, твердыми или мягкими, механические свойства данного
АТОМ
ПРОЧНОСТЬ НИКЕЛЬ-АЛЮМИНИЕВЫХ СУПЕРСПЛАВОВ определяется совокупностью кристаллов одной фазы, внедренных в матрицу другой. Кубические кристаллы, видимые на микроснимке слева, состоят из 7'-фазы сплава никель—алюминий. Они образованы «элементарными ячейками», имеющими упорядоченную гранецентрированную кубическую структуру (вверху слева ), в которой атомы алюминия и никеля занимают определенные места в кристаллической решетке. Окружающая их матрица представляет собой т-фазу (вверху справа), которая также имеет гранецентрированную кубическую структуру, но неупорядоченную: атомы каждого элемента могут занимать любую позицию. Упорядоченная структура т'-кубоидов оказывает большое сопротивление деформации, упрочняя суперсплав. Соотношение элементов в представленном суперсплаве таково, что на три части никеля приходится приблизительно одна часть алюминия. Микроснимок сделан Д. Пирсоном в лаборатории материало-
стей, — играют доминирующую роль в объяснении таких свойств металлов, как пластичность, хрупкость и их поведение при высоких температурах. В последние годы металловеды, основываясь на имеющемся опыте, разработали новое поколение перспективных металлических сплавов. Для их создания исследователи осознанно управляли сложной структурой дефектов и неоднородностей кристаллической решетки металлов.
Появление перспективных металлов символизирует перелом в развитии металлургии. В прошлом металловеды для выбора наилучших композиций сплавов и соответствующих технологических операций полагались на метод «проб и ошибок»; теперь же возможно «конструирование» сплавов на основе технологических процессов, базирующихся на глубоком знании микроструктуры и микромеханики.
м |
НОГИЕ из ныне используемых перспективных металлов были специально разработаны с определенной целью: для использования в авиационных газотурбинных или турбореактивных двигателях. Детали газотурбинного двигателя подвержены разного рода воздействиям: высоким температурам, газовой коррозии, вибрации, большим механическим напряжениям из-за действия центробежных сил, а также множеству других нагрузок. Двигатель заводится, ускоряется, тормозится и останавливается при каждом взлете и посадке самолета. Неоднократное повторение этого цикла может привести к разновидности усталости, называемой малоцикловой усталостью, подобно тому как, сгибая и разгибая проволоку, можно сломать ее из-за «металлической усталости».
Развитие перспективных металлическ±х сплавов является важным ускоряющим фактором в совершенст-
ведения фирмы United Technologies Research Center. Образец увеличен при- вовании турбореактивных двигатемерно в 140 тыс. раз. лей. Конструктивные особенности
99
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.