ТЕТАЛЛ, в котором дислокациям 1У1трудно перемещаться, не так легко деформировать, как металл, в котором перемещение свободно; первый из них тверже. Микроструктура никелевых суперсплавов затрудняет передвижение дислокаций, поэтому они тверже многих обычных сплавов.
Твердость никелевых суперсплавов объясняется наличием кристаллов 7' -фазы. 7' -фаза является упорядоченной: атомы никеля и алюминия в кристаллической решетке должны занимать строго определенные положения. Когда одна полуплоскость сдвигается, занимая место соседней, определенные позиции, в которых вначале находились атомы алюминия, замещаются атомами никеля, и наоборот. Такое расположение атомов обладает большей энергией, чем недеформированная Т ' -фаза, и поэтому дислокацци трудно перемещаться через 7' -
кристалл. (Дислокации в 7' -фазе двигаются парами; вторая дислокация передвигается по материалу, разупорядоченному прохождением первой дислокации.)
В образце суперсплава, содержащем обе фазы, дислокации передвигаются относительно легко вт-фазе, однако блокируются и останавливаются кристаллами 7' -фазы. Поэтому суперсплав противостоит распространению деформации и оказывается тверже, чем обычный сплав.
Для того чтобы получить супер-
ЛОПАТКИ
В ХОД
ВОЗДУХА
сплав, никель расплавляют и смешива- |
формируются небольшие кубоиды 7' - |
Ют с алюминием. Чтобы конечному |
фазы. |
продукту придать антикоррозионные |
Конечный размер частиц 7' -фазы |
свойства, обычно добавляют неболь- |
может регулироваться скоростью |
шое количество хрома; для увеличе- |
охлаждения. Детали двигателя из су- |
ния прочности добавляют также не- |
персплава значительно прочнее, если |
большое количество титана и воль- |
материал имеет высокое содержание |
фрама. Затем смесь охлаждается. |
(около 60 070 объема) очень маленьких |
Температура кристаллизации т-фазы |
кристаллов 7' -фазы. Однако в про- |
выше, чем 7' -фазы, поэтому при |
цессе эксплуатации двигателя при вы- |
охлаждении сначала образуется 7- |
соких температурах наблюдается тен- |
фаза сплава никель—алюминий. При |
денция к росту Т ' -кристаллов. Для |
дальнейшем охлаждении уже затвер- |
получения определенных высокотем- |
девшего сплава внутри т-матрицы |
пературных механических свойств и |
КАМЕРА ТУРБИНЫ
СГОРАНИЯ
о о о
ГАЗЫ
|
АВИАЦИОННЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ важнейший объект для использования перспективных металлов; в нем металлические детали подвергаются почти всем возможным видам воздействий: высокой температуре, действию центробежных сил, вибрации, малоцикловой усталости (напряжению, вызываемому повторяющимися циклами запуска, ускорения, торможения и остановки). В компрессоре наборы вращающихся дисков, несущих веерообразные лопатки, всасывают воздух в двигатель, повышая температуру и давление воздуха; стационарные лопатки распределяют воздух между роторами. В камере сгорания воздух смешивается с топливом, и смесь воспламеняется. Расширяющиеся выхлопные газы, проходя через турбину (аналог компрессора), вращают ее. Турбина связана с валами, которые приводят в движение компрессор. Выхлопные газы покидают двигатель с высокой скоростью; разность между скоростью всасываемого воздуха и скоростью выхлопных газов обеспечивает работу двигателя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.