турбореактивного двигателя остаются неизменными на протяжении «оследних 30 лет. Поскольку появились металлы, способные выдерживать высокие температуры и большие механические нагрузки, они нашли применение непосредственно в двигателях; заменив детали из менее подходящих сплавов, удалось повысить качество и надежность двигателей. Естественно, при обсуждении перспективных металлов следует основываться на приложениях, для которых эти металлы разрабатываются. Поскольку потребность в совершенствовании конструкции турбореактивных двигателей является одной из основных движущих сил в развитии перспективных металлов и поскольку в газотурбинном двигателе представлены почти все разновидности условий жесткого режима эксплуатации, в котором должны работать перспективные металлы, их целесообразно рассмотреть в свете применимости в современных авиационных газотурбинных двигателях.
Типичный турбореактивный двигатель состоит из трех основных частей: компрессора, камеры сгорания и турбины (см. рисунок на с. 102). Компрессор состоит из ряда вращающихся дисков, каждый из которых несет набор веерообразных лопаток. Диски чередуются с большими кольцами стационарных лопаток, называемыми статорами или направляющими лопатками. Последние жестко соединены с корпусом двигателя и изменяют направление потока воздуха, когда он движется от одного набора вращающихся лопаток к следующему. Компрессор засасывает воздух в двигатель, повышает его температуру и давление и переносит в камеру сгорания, где сжатый воздух тщательно перемешивается с мелкими каплями топлива, образуя смесь, которая там же воспламеняется. Горячие выхлопные газы быстро расширяются; они движутся с большой скоростью через турбину, систему подвижных и стационарных лопаток, во многом схожих с компрессорными
а
ДВИЖУЩАЯСЯ ДИСЛОКАЦИЯ
ПРОЧНОСТЬ никелевых суперсплавов обусловлена трудностью перемещения одиночной дислокации через кубоиды 7' фазы. Дислокация (выделена цветом) перемещается относительно легко в неупорядоченной т-фазе суперсплава (а). Одиночная дислокация не может легко передви-
гаться в 7' фазе, так как она является упорядоченной; поэтому кубоиды т'-фазы матрицы закрепляют движущие дислокации (Ь), делая металл более трудно деформируемым. Когда вторая движущаяся дислокация (с) присоединяется к первой, они могут вместе передвигаться в 7'-
лопатками, и выталкиваются через выхлопное сопло. За счет большой скорости, с которой выхлопные газы покидают двигатель, создается сила, устремляющая самолет вперед. Двигаясь по турбине, выхлопные газы раскручивают ее; вращающаяся турбина связана с валами, которые приводят в движение компрессор, всасывающий больше воздуха.
К деталям различных узлов двигателя предъявляются разные требования. Рабочие
(вращающиеся) и направляющие (стационарные) лопатки компрессора должны
выдерживать аэродинамические нагрузки; вращающиеся лопатки должны также быть
устойчивыми к «крипу» (ползучести),
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.