Подбор размеров поперечных сечений вала. Шатунная шейка. Коренная шейка. Надежность коленчатого вала по отдельным критериям

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Предельная толщина масляного слоя зависит от скорости скольжения.

При малых скоростях скольжения она меньше, чем при больших. Без учета перекоса или с малым перекосом при υ = 0,5 м / с hlim = 8 мкм, при υ = 0,2 м / с hlim = 6 мкм, при совсем малой скорости hlim = 3 мкм.

Скорость цапфы найдем по формуле

υ = ω d / 2 = 163,28 · 0,065 / 2 = 5,3 м /с > 0,5 м / с.

Принимаем hlim = 8 мкм.

Найдем относительный эксцентриситет χ = (Δ - 2 hlim) / Δ.

Так как Δ = 102 мкм, то χ = (102 – 2 · 8) / 102 = 0,843.

Для вычисления коэффициента нагруженности СR найдем значение m в зависимости от l / d = 50 / 65 = 0,77, где l и d – соответственно длина и диаметр шатунной шейки m = 0,758.

Отсюда СR = m / (1 – χ) – m = 0,758 / (1 – 0,843) – 0,758 = 4,07.

Теперь найдем несущую способность подшипника:

F = 0,107 СRnld3η / Δ2 = 0,107 · 4,07 · 1560 · 66 · 653 · 0,04 / 1022 = 47,34кН.

Допуск для Ø40H7 δВ = 30 мкм, для Ø40е8 δс = 46 мкм, откуда найдем допуск на диаметральный зазор: δΔ= 1,1(δВ2 + δY2)1/2 = 1,1(302 + 462)1/2 = 57 мкм.

Принимая m = 0,758, находим частные производные функции F по Δ и η, вычисленные при средних значениях параметров:

(F)`Δ = 0,107nld3mη (2 / Δ3 – 1 / (2 Δ2hlim)) = 0,107 ·1560 · 66 · 653 · 0,758  · 0,04 · (2 / 1023 – 1 / 2 · 1022 ·8)) = - 378,2;

(F)`η = 0,107 nld3m / Δ2(Δ / (2hlim) – 1) = 0,107 · 1560 · 66 · 653 · 0,758 / (1022 · (102 / 2 · 8) – 1) = 1184786.

Среднее квадратическое отклонение несущей способности подшипника вычисляют по формуле

S = 1/6 ([(F)`Δ δΔ]2 + [(F)`η δη]2)1/2 = 1/6 ([378,2 · 57]2 + [1184786 х х 0,013]2)1/2 = 4416Н = 4,4кН.

Используя полученные значения радиальной нагрузки Fr = 4,4 кН, несущей способности подшипника F = 47,34 кН и среднего среднего квадратического отклонения SF = 4,4 кН, найдем квантиль нормального распределения Zp, определяющий вероятность безотказной работы:

Zp = (Fr – F) / SF = 4,4 – 47,43 / 4,4 = - 9,73.

Отсюда следует, что вероятность безотказной работы больше 0,999999, то есть вероятность отказа Р(q) < 10-6.

По нагрузке на подшипник Fr = 4,4 кН и несущей способности F = 47,34 кН получаем коэффициент запаса nF = 47,34 / 4,4 = 10,86.

Таким образом, коленчатый вал по принятому критерию износостойкости практически абсолютно надежен.

5.2.2. Вероятностный расчет износа сопряжения вал – вкладыша

Как было указано выше, отказ подшипника скольжения может быть вызван повышенным износом вала и вкладыша. Для нашего можно допустить, что скорость изнашивания линейно зависит от давления и скорости:  g1 = k1pu;

g2 = k2pu, где g1, g2 – скорости изнашивания вала и вкладыша соответственно;

k1 ,k2 – коэффициенты износа, характеризующие материалы пары и условия работы, для вала и вкладыша соответственно; u - окружная скорость вала. Для стального вала и вкладыша из антифрикционной бронз примем

k1 = 1 · 10-13 МПа-1;                  k2 = 3 · 10-13 МПа-1.

Скорость износа сопряжения

g1-2 = 2pk2A0n / (l0 (0,5sin 2a0 + a0 – k1sina0 / (pk2 + a0k1))), где l0 – длина шейки (ширина подшипника), мм;

A0 – опорная реакция, Н; А0 = 4400 Н.

n – частота вращения вала, час-1; n = 93600 час-1;

a0 = p / 2.

Подставляя все известные величины находим

g1-2 = 2p · 3 · 10-13 · 4400 · 93600 / ( 0,066 ( 0,5 · 0 + p / 2 – 1 · 10-13 / (p · 3 · 10-13 + p / 2 · 10-13))) = 7,87 · 10-3 мкм / ч.

Полученное значение g1-2 примем как среднее и, задавшись коэффициентом вариации в пределах 0,3…0,4, получим = 7,87 · 10-3 мкм / ч;

Sg1-2 = ug = 0,3 · 7,87 · 10-3 = 2,361 · 10-3 мкм / ч.

Для нахождения вероятности отказа воспользуемся моделью формирования постепенного отказа с учетом рассеивания начальных параметров изделия:

Р (t) = 0,5 – Ф [(Xmax -  - g t ) / (Sa02 + Sg2 t2)1/2)], где Xmax – величина максимально допустимого зазора между шатунной шейкой вала и вкладышем;

 – среднее значение начального параметра, в качестве которого берем величину зазора перед началом эксплуатации;

Sa0 – среднее квадратическое отклонение начального парметра;

t – отрезок времени.

Для определения значений Xmax,  и Sa0 построим поля допусков принятой нами посадки Ø65H7/е8

Xmax = amax = δВ  + δУ  + amin = 30 +46 +60 = 136 мкм;

 = amin + δВ  / 2 + δУ  / 2 = 60 + 30 / 2 + 46 / 2 = 96 мкм.

Предположив, что величина зазора подчиняется нормальному распределению,  среднее квадратическое отклонение Sa0 можно оценить как 1/6 от величины  аmax - аmin:

Sa0 = 1/6 (amax - amin) = 1/6 (136 - 98)= 6,33 мкм.

Величину t определим как время, за которое коленчатый вал испытывает базовое число циклов нагружения, в данном случае NБ = 5 · 105 циклов. Так как известна частота вращения n, то t = NБ / n = 5 · 105 / 93600 = 53,42 ч. Подставим полученные данные и найдем

P (t) = 0,5 – Ф = [ (136 – 98 – 7,87 · 10-3 · 53,42) / (6,332 + (2,36 · 10-3)2 · 53,422)1/2] = 0,5 – Ф [5,94] = 0,5 – [0,999999 / 2] =  5 ∙ 10-7.

Полученный результат говорит о том, что за расчетное время наработки  t ≈ 54 ч из 100 тыс. эксплуатируемых коленчатых валов выйдет из строя не более одного  из – за недопустимости износа.

Рис 5.2 - Схема поля допуска для посадки Ø65H7/е8

6 Анализ результатов расчета

Полученные расчетные данные сведем в таблицу. Из нее следует, что за установленное время эксплуатации ожидается:

- не более пяти отказов из 100000 валов по критериям износостойкости;

- не более семи отказов из 1000 валов по критериям сопротивления

Похожие материалы

Информация о работе