Федеральное агентство по образованию
ВПО Российской федерации
Новосибирский государственный педагогический университет
Художественно-графический факультет
Кафедра педагогики и психологии
Художественного образования
Курсовая работа
По истории искусств
Тема: творческий метод Врубеля
Студентка ОЗО 5 курса
Научный руководитель
Новосибирск 2010
Содержание:
Введение……………………………………………………………………...………2
Период жизни в Киеве с 1884-1889 года……………………………………..………………………………………….….4
Переезд в Москву……………………………………………………………………….…….…9
Влияние Ф.О. Шехтеля на творчество……………………………………………………………………….….12
Влияние оперной и камерной музыки Н.А.Римского-Корсакого………...………………………………………………………..………..15
Последний период жизни как художника……………………………………………………………...………...…17
Заключительная часть…………………………..…………………...………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………………………21
Введение
Среди блестящих русских мастеров конца ΧΙΧ – началаΧΧ века, особо выделяется художник М.А.Врубель (1856-1910), крупнейший представитель символизма и модерна. Его талант был многогранен; мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, скульптор, график. Его произведения были глубоки, так же как и его противоречивость внешнего облика с характером художника. Это объясняется по исключительно национальному составу наследственности: среди его предков были русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Михаил Александрович родился в Омске, в многодетной семье военного юриста. Отец Александра Михайловича, образованный офицер-интеллегент не сделал блестящей карьеры, так как был из неимущих дворян и католического вероисповедания. Мать потерял, когда ему было три года, остались лишь воспоминания, как лёжа в постели, больная, вырезала им причудливых зверьков. Пройдёт время и он напишет её портрет по фотографиям. Единственным близким для него человеком после смерти брата, станет сестра.
Жизнь прошла в разных уголках России: Астрахань, Омск, Саратов, Одесса, Харьков, Севастополь. Жалованье – единственный источник для семьи, они были вынуждены искать дополнительные средства для жизни. В этих условиях юный Врубель забвения от тягот, в развитии своей личности, у него была феноменальная память, особенно визуальная, энциклопедические знания этнографии, истории костюма, архитектуры – он мог нарисовать эскиз в любом стиле, изобразить исторически точно костюм, архитектуру, мебель не прибегая к книжным справкам, Михаил не копировал с точностью копировального – учёного, а превращал во что-то новое, своё.
Мысли о призвании художника, стала часто возникать с приближением окончания гимназии. Он размышлял о своих способностях, критически осматривал сделанные им копии и свои фантазии в карандаше. Однако в то время молодому Врубелю не удалось убедить отца, в веру в своё художественное дарование и предназначение. Он поступил в Петербургский университет юридического факультета, но вынужден был постоянно заботиться о куске хлеба, одновременно давал уроки по латыни и другим предметам для детей зажиточной буржуазии, трижды 1976, 1977, 1878 годах подавал прошение о зачислении вновь в число студентов после отчисления за неуплату. В 1880 году окончив юридический факультет, поступает в Петербургскую академию художеств, новые учителя – художники, новые товарищи втягивают его в своё поле светской жизни. Искусство полностью овладевает им, работая по 10 – 12 часов в день.
Особое влияние на него оказала школа венецианского Возрождения, Рафаэль. Врубеля мало интересовало современная живопись. По этому понятны его романтические увлечения экзотикой, исторические реминисценции, использование фольклора, мифологии, образов средневековья и античности.
В характере его творчества присутствуют сверкающая мозаичность цвета, любовь к необычным, драгоценным качествам материала, прихотливая изогнутость линии, особенность фигур и лиц загадочных красавиц, сказочность, сонность и грусть, романтизма и символизма, поражает невероятное сочетание предельного натурализма и абстракции.
С годами в творчестве Врубеля проявилось стремление к декоративности линии, силуэта, фактуры и цвета. И ключом в расшифровки его художественного языка и метода стала декоративность. Это затрагивает цвет, свет, тень, пространство, композицию, форму. Его стиль развивается постепенно, на протяжении всей жизни, и непосредственно связан с назначением, жанром и переменами в его биографии. Язык его творчества можно понять лишь в результате последующего развития как самостоятельного художника, при рассмотрении произведений на протяжении всей жизни.
Самостоятельная жизнь юного художника начинается, когда предложению П.П.Чистякова, как лучшего из учеников отправляют в Киев.
В последние годы жизни Врубель создаёт один из самых нежных, хрупких образов – «Портрет Н.И. Забелы на фоне берёзок» (1904).
Маслом пишет мало, но акварель, пастель и гуашь позволяет достичь
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.