2. Особенности зрительной памяти и представлений в процессе художественного творчества.
Память - это накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение опыта. Связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и является важнейшей познавательной функцией лежащей в основе развития и обучения.
Образы предметов или процессов действительности которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.
Представления памяти—точное воспроизведение предметов и явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. Представления воображения - это представления о предметах, которые в таком виде не воспринимались. Пред. вообр. также основываются на прошлых восприятиях, но все они служат только материалом из которого с помощью воображения мы создаем новые представления.
Ассоциации памяти - основа наших знаний. Память бывает:
Произвольная — запоминание с помощью специальных приемов. У художников образные приемы запоминания! перевод информации в образы, графики, схемы, картинки. Т. е. работает образная память. Не произвольная—у детей больше чем у взрослых, все запоминается само собой.
Образная память бывает - зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная. С одного раза человек запоминает от 5 до 9 слов, цифр, фигур, картинок и т. д. Чтобы лучше запомнить их нужно объединить в группы по смыслу.
Память бывает кратковременная долговременная и оперативная - проявляется в ходе выполнения действия (у художника). Восприятие и представление—это отражение конкретного единичного.
Представление наглядно и связано с восприятием. Реальное мышление в понятиях (полное отражение действительности), всегда связано с представлениями, они тут взаимосвязаны. Проявляется в моменты затруднения. Встречая трудности мысль старается привлечь наглядный материал.
Опыт накопленный посредством зрительной памяти, представлений, дает основу воображению и следовательно творческой деятельности. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим (картинная память) восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала; то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче воспроизводит и запоминает. Зрительная память — процесс сложный.
Значение: создание образов, связано с вниманием. С помощью ассоциаций конкретизируется со следующим образом (творческое мышление). Зрительная память лучше формируется с проговариванием (словесно-логическая - для более старшего возраста). Для каждого возраста своя память. У младших школьников — зрительная. Для художественного образа важно запоминать, превращать в образы, в словесно-логическую.
Фантазия опирается на память и оперирует этими данными. Располагая следами этих зрительных и прочих возбуждений, мозг комбинирует их в такие сочетания, которые не встречались в его опыте. Пример: ребенок видит — накапливает опыт - фантазирует.
Зрительная память - это анализатор, им мы воспринимаем форму, цвет. Понимание особенностей цвета, как одного из наиболее сильных средств эмоционально-эстетического воздействия, дает возможность педагогу в игровой форме исследовать восприятие цвета на психику. Дети свободно различают настроение художника в картине по цвету.
Произведения искусства, посредством зрительной памяти и представления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.