Методы преподавания рисования в 18-19 вв, в Западной Европе, Педагогические новации в общеобразовательной школе

Страницы работы

Содержание работы

Билет 10

Методы преподавания рисования в 18-19 вв. в Западной Европе. Педагогические новации в общеобразовательной школе.

Четкая и организованная система художественного образования стала оказывать влияние и на методы преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях. Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано великим чешским педагогом Каменским еще в 17 веке. К. говорил, что нужно изучать методы преподавания изо. Идеи К. разделял английский педагог и философ Джон Локк.

О рисовании как об общеобразовательном предмете высказывался и французский Философ Жан Жак Руссо. В книге "Эмиль" писал, что для познания окружающего мира огромное значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры.

Гете затрагивал проблему "свободного воспитания", считая что этот метод превращает занятия искусством в забаву. Для овладения искусством рисунка нужны знания, говорил Гетте, никакая техника, манера без знаний не поможет художнику. Однако, не смотря не все авторитетные высказывания, ни в 17, нив 18 в. рисование не было введено в курс учебных предметов в школах.

Только в конце 19 в. по инициативе швейцарского педагога Пестолоци рисование введено в курс школьных занятий. По идеи Пестолоци особая роль должна отводиться рисованию в начальной школе. Пестолоци утверждал, что рисование должно предшествовать письму. Считалось, что рисование должно происходить с натуры, т.к. она доступна наблюдению, осознанию и изменению. Пестолоци считал, что для развития глазомера должна быть одна методика, для понимания форм – другая, для техники – третья.

Берлинский учитель рисования Шмидт пользовался геометрическими моделями. Положил начало так   называемому "геометральному методу» Последовательность обучения рисунку -  простейшая форма параллелепипеда, изображение криволинейных форм и предметов, гипсовые головы и бюсты. Шмидт считал копирование вредным.

Большим успехом  пользовался метод преподавания братьев Дюпюи. Модели делились на 4 категории  1)проволочные, 2)деревянные бруски покрытые белой краской, 3)геометрические тела, 4)модели арок, колонн. Модели устанавливались на специальные станки с зажимами (модель можно было поворачивать в разные стороны).

Александр Д. предложил начинать изображение не с частей, а с общего. Создал специальные группы моделей – головы, частей тела и т.д. Каждая группа состояла из 4 частей, показывающих последовательность построения изображения. Например изображение головы 1)формы в общих массах, 2)обрубовка, 3)намёк на детали, 4)детальная проработка формы.

В 1844 г. профессор Тулузской школы искусств Гальяр считал, что обучение должно состоять в воспроизведении на глаз и с помощью инструментов (плоских геом. Фигур). Весь курс рисования у Г. делился на 3 раздела 1)рисование плоских геометрических тел 2)рисование на глаз с натуры линий в различных положениях, 3)куб, шар в перспективе, рисование с натуры различных предметов. Рисунки проверялись с помощью инструментов и оценивались баллами. Гальяр задавал ученикам вопросы, чтобы убедиться достаточно ли ясно усвоили определённые правила.

К концу 19в. специалисты школьного рисования разделились на 2 лагеря: сторонники геометрального метода (упрощение и анализ формы) и натурального (рисование предмета сразу как видишь). В результате - рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значение. Интерес к детскому рисунку ограничивается только изучением творчества детей. Искусствоведы начинают воспевать его, художники подражать детям. Дети предоставлены сами себе. Признание свободы детского творчества отстраняет учителя от руководства. Профессор Кершентейнер в основу своей теории кладет биогенетическое понимание процесса развития изобразительной деятельности. Отсюда требования невмешательства взрослыми в изобразительную деятельность ребёнка. На западе эта идея продолжает существовать до сих пор. Пабло Пикассо писал: «Оберегая свободу детей, этим ограничивают, замыкают их в собственной манере».

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
30 Kb
Скачали:
0