деловой портрет, выявить и систематизировать основные «болевые точки». Он показал определенный настрой местных предпринимателей. Участие в опросе было очень пассивное. Экспертами выступили 29 человек. Для примера, при подготовке Стратегических планов в Южно-Сахалинске в опросе участвовало 99, Хабаровске – 224 бизнесмена. Подобная выборка снижает достоверность полученных результатов. Поэтому для подтверждения основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, в анализе использованы данные экспертных опросов по Хабаровску и Южно-Сахалинску.
Судя по выборке, предприниматель Комсомольска-на-Амуре имеет преимущественно высшее образование (78,6%) и осознает необходимость получения дополнительных знаний (75,9%), со стажем предпринимательской деятельности и руководящий предприятием, функционирующим более 10 лет (70,4 и 45,5%), в возрасте 31 – 55 лет (71,4%), семейный (96,4%), с численностью семьи до четырех человек (55,6%). Как видно из приложения 61, здесь меньше, чем в выборке по Хабаровску и Южно-Сахалинску, молодых, а больше предпринимателей в более старшем возрасте, а также имеющих высшее образование и стаж предпринимательской деятельности свыше 10 лет.
По отраслям выборка распределилась следующим образом: более половины опрошенных (57,1%) заняты в сфере оптовой и розничной торговли; 17,9% – в строительстве; 14,3% – сфере коммунальных и социальных услуг; по 3,6% – в обрабатывающей промышленности, гостиничном и ресторанном бизнесе, здравоохранении. Важно отметить, что промышленность занимает незначительный удельный вес даже против Южно-Сахалинска, где она не является отраслью специализации.
Наиболее характерная организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью (51,7%) и предприниматели без образования юридического лица (34,5%). В выборке по Хабаровску и Южно-Сахалинску соотношение обратное. Большинство из них (44,8%) существует на рынке более 10 лет. При этом численность работающих на предприятиях менее 15 человек составила 31,0, от 15 до 100 человек – 37,9, и от 100 до 250 – 31,1%.
Выбор отраслевой специализации для основной части предпринимателей был осознан и обусловлен перспективностью (51,9%) и близостью своей специальности (33,3%). Соотношение в Южно-Сахалинске обратное. Правильность выбора признает подавляющее число бизнесменов во всех трех городах, что является хорошей заявкой на будущий успех.
Думают укрупнять бизнес 75,0% комсомольчан, что по сравнению с хабаровчанами и южносахалинцами существенно выше (39,9 и 68,8%). Это говорит о позитивных настроениях предпринимателей города Юности.
Свое материальное положение бизнесмены Комсомольска-на-Амуре оценивают достаточно скромно: 20,7% – как хорошее, 48,3% – удовлетворительное. Почти треть опрошенных (27,6%) периодически испытывают трудности, еще 3,5% – им не удовлетворены. Но по сравнению с Хабаровском и Южно-Сахалинском, где неудовлетворенных, соответственно, 18,8 и 17,2% комсомольчане более оптимистичны.
Из числа опрошенных экспертов Комсомольска-на-Амуре 75,9% указали, что их предприятие в 2008 г. работало рентабельно, но по сравнению с 2006 и 2007 гг. (89,7%) этот показатель снизился. Основной рынок сбыта – городской.
Предприниматели города Юности преимущественно рассчитывают только на свои силы (64,0%). В муниципальных, краевых и федеральных программах участвуют, соответственно, 28,6, 17,4 и 18,2%.
Растет конкуренция в сфере малого бизнеса. По мнению 72,0% респондентов, основными конкурентами на внутреннем рынке являются местные предприятия, а также западные российские (24,0%) и производители
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.