3.1.Цели и задачи: изучение рыночного пространства, выявление границ отраслевых рынков и создание их классификаторов в едином рыночном пространстве, для понимания места каждой отрасли и действие ее в направлениях дифференциации продукта и рыночных барьеров входа – выхода.
Объем темы: лекции - 2 , семинарские занятия - 2 , самостоятельная работа - 8 часов .
3.2. Содержание темы.
Рыночное пространство и специализированные отраслевые рынки. Идентификация отраслевого рынка. Границы продуктового отраслевого рынка. Сущность рыночной организации экономической деятельности в едином рыночном пространстве.
Модели рынка и типы отраслей. Особенности рынка и отрасли современной конкуренции. Отрасли на рынке несовершенной конкуренции: естественная монополия, административная и экономическая модель рынка дуо- и олигополии. Формы конкуренции отраслей в различных рыночных структурах.
Дифференциация продукта на отраслевом рынке. Стратегия отрасли при дифференциации продукта. Сущность брендов. Виды барьеров входа на рынок и выходов с рынка. Сущность рыночной власти. Показатели рыночной концентрации. Пути создания и преодоления барьеров рыночной власти отраслей.
3.3. Методы: лекции, семинарские занятия, самостоятельное изучение основной дополнительной литературы, материалов в сети Интернет.
3.4. Литература: 1,гл.3 ;2, –стр.378-гл.15, стр.410-гл.16; 3- гл.3.
3.5. Вопросы для самопроверки.
1. Какова структура отраслевого рыночного пространства?
2. Назовите границы отраслевого рынка.
3. Каково значение размеров фирм в рыночном пространстве?
4. Охарактеризуйте границы отраслевых рынков.
5. Каковы основные признаки классификации рынков?
6. Назовите модели рынков.
7. Охарактеризуйте отрасли (рынки) чистой конкуренции.
8. Охарактеризуйте рынки несовершенной конкуренции.
9. Какова необходимость дифференциации продукта для отраслевого рынка?
10.В чем заключается структурная характеристика товара по Ф. Котлеру.
11.Какова характеристика рынков по уровню входных барьеров?
12.Назовите показатели степени концентрации отраслей на рынке.
13.В чем заключается понятие рыночной власти?
14.Каковы характеристики входного барьера рынка для фирм?
15.Как закрепиться на рынке?
16.Назовите суть диверсификации.
17.Что такое вертикальная интеграция?
18.Что означает ценовая дискриминация?
19.Как осуществляется ограничение монополистической деятельности на товарных рынках?
3.6. Вопросы и задания для самостоятельной работы:
самостоятельная работа по обзору литературы по теме;
подготовка к семинарским занятиям;
составление схемы-конспекта по федеральному закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
изучение на конкретном примере состояния конкуренции на товарном рынке.
3.7. Подготовка докладов, рефератов и (или) эссе по вопросам:
1. тенденции процессов интеграции, диверсификации, реструктуризации и слияний предприятий в РФ;
2. взаимосвязь и взаимозависимость разнообразных процессов в формировании структуры и разнообразия продуктов и видов деятельности на рынке;
3. рыночная отраслевая структура и эффективность концентрации производства;
4. влияние рынка на формирование отраслевой структуры видов деятельности.
Тема 4. Объединения хозяйствующих субъектов.
4.1.Цель и задачи: изучить виды существующих объединений по характерным признакам отраслевой производственной и коммерческой деятельности, выявить тенденции создания интегрированных бизнес-структур и определить деловые задачи в области развития интегрированных отраслевых отечественных и транснациональных корпораций.
Объем темы: лекции - 4 , семинарские занятия - , самостоятельная работа - 6 часов .
4.2. Содержание темы.
Виды объединений по характерным признакам отраслевой производственной и коммерческой деятельности: ассоциации, объединения – фирмы, объединения смешанного типа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.