Требования к уровню освоения содержания. В результате изучения дисциплины студенты должны представлять требования к уровню подготовки специалистов по основным видам экономической деятельности, к научным и научно-техническим работникам, создающим отраслевые новшества, должны знать характеристики отраслевых научно-технических разработок, возможности создания конкурентоспособной продукции, путем внедрения в отраслевое производство современных правил, норм и стандартов, источники и причины влияния рыночной власти на отраслевую структуру.
Формы контроля знаний:
1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):
· микроконтрольные работы;
· контрольные работы;
· письменные домашние задания;
· написание эссе, в том числе по первоисточникам на иностранных языках;
· подготовка докладов, рефератов, выступлений;
· подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;
· промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.
2. Итоговый контроль:
· зачет:
- в форме собеседования;
- в форме тестирования ( в том числе компьютерного);
- в письменной форме;
- в форме защиты проекта;
- в комбинированной форме;
· экзамен:
- в устной форме;
- в письменной форме.
Пример формирования итоговой оценки по дисциплине с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента в семестре
Форма контроля |
Максимальное количество баллов |
Эссе |
100 |
Работа на семинарских занятиях |
100 |
Самостоятельная работа |
100 |
Экзамен |
200 |
ИТОГО: |
500 |
Пример перевода балльной оценки в пятибалльную шкалу:
Максимальная оценка на экзамене – 200 баллов:
0-66 баллов – «неудовлетворительно»
67-110 баллов – «удовлетворительно»
111-150 баллов – «хорошо»
151-200 баллов – «отлично»
2.Содержание программы учебной дисциплины.
Тема 1. Истоки формирования отраслей.
1.1.Цели и задачи: определить тенденции и закономерности в разделении труда, использовании форм специализации, кооперирования и концентрации для осуществления мониторинга и планирования развития этих процессов как на отдельных хозяйствующих субъектах, так и в комплексных отраслях и регионах.
Объем темы: лекции - 2 , семинары - , самостоятельная работа - 6 часов.
1.2.Содержание темы.
Эволюция и сущность разделения труда, сформулированные классиками, учеными-экономистами. Понятие и механизм рыночной свободной товарной конкуренции. Виды разделения труда и основные формы специализации. Направления углубления специализации и кооперирование. Формы и направления кооперирования. Сущность концентрации производства: агрегатной, технологической, заводской и организационно- хозяйственной.
Показатели уровня специализации, концентрации и кооперирования. Комбинирование – его характеристики. Экономическая эффективность специализации и концентрации производства продукции. Факторы эффективности концентрации.
Планирование специализации, концентрации и кооперирования производства. Предусматриваемые меры. Этапы планирования. Содержание и взаимосвязь этапов планирования. Направления развития специализации в ведущих отраслях экономики.
1.3.Методы: лекция, семинарское занятие, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, материалов в Интернете, составление таблиц и графиков по информации в статистических ежегодниках.
1.4.Литература: 1,гл.1;2, стр.173-гл.6, стр.205-гл.7,стр.221-гл.8; 3-гл.1.
1.5.Вопросы для самопроверки:
1. Сформулируйте сущность разделения труда и процесс формирования его видов.
2. В чем состоит механизм свободной рыночной конкуренции?
3. Каковы основные формы специализации и где они проявляются?
4. Как происходит дифференциация и углубление специализации?
5. Как связаны между собой специализация и кооперирование?
6. Назовите виды кооперирования.
7. В чем заключается цель концентрации производства?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.