Лермонтов Михаил Юрьевич. Второй по таланту и значению поэт России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841) - второй по таланту и значению поэт России, основоположник, наряду с А.С.Пушкиным и Н.В.Гоголем, русской классической прозы. Гораздо менее значителен как драматург, но драма в вольных ямбах «Маскарад» (1835) все же принадлежит к числу лучших русских стихотворных пьес.

Воспитывался бабушкой, Е.А.Арсеньевой. Рано столкнулся со смертью самых близких людей, рос болезненным, что обострило в мальчике ощущение трагического несовершенства мира. Учился в московском Университетском благородном пансионе (1828—1830), Московском университете (1830—1832) и петербургской школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832—1834). Служил в гвардии. В 1837 и 1840— 1841 гг. отправлялся в ссылки на Кавказ: первый раз за стихотворение «Смерть поэта», второй — за дуэль с сыном французского посланника Э. де Барантом. В 1840 г. отличился в боевых действиях, но наград не удостоен. Убит на дуэли своим бывшим однокашником Н.С.Мартыновым.

Писал стихи с 1828 г., но вошел в литературу сравнительно с Пушкиным поздно: начал отдавать произведения в печать на 23-м году (первая подписанная публикация, осуществленная самим Л., — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Систематически печатать стихи Л. стал уже 25-летним. В 1840 г. вышли единственный прижизненный сборник «Стихотворения М.Лермонтова» (26 стихотворений и две поэмы) и роман «Герой нашего времени» (переиздание с предисловием — 1841). Раннее творчество (1828—1832, в юнкерской школе Л. стихов писал мало), количественно намного превосходя созданное в 1836—1841 гг., качественно в основном резко ему уступает, хотя юный поэт мог создавать и шедевры («Ангел», 1831, «Парус», 1832; тогда же написанная «Русалка» включена в «Стихотворения...»). При весьма небрежном отношении Л. к своим рукописям (в зрелый период тоже) до нас дошло около 300 его юношеских стихотворений, 23 оконченные и неоконченные поэмы, написанные до 1837 г. (причем «Демон» в пяти редакциях), 3 пьесы в прозе и 2 в стихах («Маскарад»был переработан в другую пьесу — «Арбенин», но она, как и исходный текст, не была допущена в печать и на сцену), 2 неоконченных романа: в первом, без названия, благородный злодей горбун Вадим готовится мстить разорителю своего отца, дожидаясь повстанцев-пугачевцев (пугачевскую тему Л. открыл раньше Пушкина, предположительно в 1832—1834 гг.), во втором, «Княгиня Лиговская» (1836), показаны светские любовные похождения гвардейца Жоржа Печорина и его столкновение с благородным, шляхетской фамилии, но бедным и не имеющим возможности защитить свою честь чиновником Красинским.

Раннее творчество Л. важно для понимания его мировоззрения, пройденной эволюции и в целом не уступает среднему уровню романтической литературы 20— 30-х гг. Уже тогда была четко заявлена как основная для него идея деятельности: «Так жизнь скучна, когда боренья нет... Мне нужно действовать, я каждый день / Бессмертным сделать бы желал, как тень / Великого героя, и понять / Я не могу, что значит отдыхать» («1831-го июня 11 дня»). К лирике Л. больше, чем к пушкинской и вообще предшествующей, применимо понятие «лирический герой» (см.: Лирический субъект). Герой разных его стихотворений обладает некими, пусть абстрактными, биографическими чертами. Он уверен в своей избранности: «Я рожден, чтоб целый мир был зритель / Торжества иль гибели моей...» («К*», 1832); он соотносит себя с Байроном и с океаном, заявляя: «Кто/ Толпе мои расскажет думы? /Я — или Бог — или никто!» («Нет, я не Байрон, я другой...», 1832). То с каким-то удивительным подвигом, то с поэзией связывается право на бессмертие, приобщение к высшему, небесному миру здесь, на земле. Небо мыслится неизмеримо совершеннее земли, но знакомые, понятные радости и даже страдания порой привлекают к себе больше, герой Л. боится обезличивания души за гробом; в зрелом творчестве даже мертвец, не встретив любимую среди ангелов, не может забыть «любви безумного томленья» («Любовь мертвеца», 1841), а вместе с тем двое любящих, встретившись за гробом, не узнают друг друга («Они любили друг друга так долго и нежно...», 1841). Отсюда богоборчество Л., его приверженность к героям-бунтарям, в том числе небесным (поэмы «Азраил

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Литература
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
45 Kb
Скачали:
0