В современный праздник Яран сувар у лезгин влились новые моменты- состязание на лучшего обрезчика побегов, которое организуется рядом в общественном саду. Здесь победителю в присутствии всего народа вручается премия, в его честь коллектив художественной самодеятельности исполняет его любимую песню.
Под вечер народ возвращается на площадь в сопровождении национальной музыки. Здесь устраивают танцы на приз, поют песни местных профессиональных поэтов и композиторов, выступают ашуги со своими сочинениями, восхваляющими человека труда, весну, новую светлую жизнь, Родину и т.д. проводится так же вольная борьба, перетягивание каната, поднятие тяжестей, кидание камня, бег наперегонки и т.д., где победители получают право на внеочередной танец.
С наступлением темноты, как в старину, в центре площади разжигается большой костер, что придает торжеством традиционную национальную окраску. Правом разжигания этого костра пользуется передовик производства. Одновременно праздничные костры зажигаются и в других площадях и на высотах, которые видны с любой точки данного села. В частности, такими высотами в сел. Ахты являются Келербан, Келеезхиев.
Участники праздника ходят вокруг костра, поют песни, танцуют, рассказывают смешные истории, делятся опытом своих хозяйственных успехов. Наиболее резвые из молодежи умудряются прыгать через этот большой костер под общий смех присутствующих. Однако этим прыжкам не придается никакого смысла, они вносят театролизованность, зрелищность в торжества.
Отдавая дань традициям вечером, как в старину, организуется факельное шествие по улице селения. Отличие современного факельного шествия от старинного заключается в том, что здесь все организованно без суматохи, беспорядочных выкриков. Несет факелы в основном молодежь, распевая песни, восхваляющие весну, труд. Этот момент носит также национальный колорит, традиционализм, эмоциональность, зрелищность, театрализованность, которые присущи всем без исключения современным праздникам, потерявшие свое первоначальное смысловое значение, делают их особенно популярными в народе. Праздничное веселье продолжается до поздней ночи.
Современный праздник встречи весны Яран сувар вполне соответствует образу жизни современных лезгин, которые как и все народы страны, заняты решением больших народнохозяйственных задач и в тоже время умеют отдыхать, веселиться. По мнению исследователей жизнеспособность этих праздников, «имеющих древнюю историю, объясняется заложенный в них оптимистическим началом, гуманистическими идеями, возвеличиванием труда». Таким образом, современный праздник лезгин Яран сувар, где слиты воедино элементы традиционализма и современных новшеств, является ярким подтверждением положения о том, что эти две стороны развития современной обрядности, празднеств, ритуалов отражают диалектическое единство этнического процесса: с одной стороны развитие общественных черт культуры, с другой –трансформация, порой даже усилие, обновление традиционных черт, приспособленных к новым условиям жизни.
На примере праздника наглядно видно, что старые (традиционное) и новое (инновации) в нем находятся в прямой коррелятивной зависимости: чем больше места дальнейшему прогрессу общества, развитию духовного облика человека, тем меньше места остается старому, отжившему, пережиточному. Хотя некоторые действия на празднике практикуются они воспринимаются как символы, не имеют негативного влияния на современный образ жизни, быт, поведение, сознание людей, а наоборот, превратившись в развлечения и игры детей, молодежи, способствуют воспитанию их на лучших традициях народа.
Современный праздник Яран сувар, как и другие народные праздники, обряды и ритуалы, получившие новое содержание в последние время у народов Дагестана, Кавказа и других регионов страны, является важной формой нравственного, в частности патриотического и интернационального, а также эстетического воспитания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.