Когда все в сборе, смолкает музыка. Звучат фанфары, возвещающие о начале празднования. Честь открытия праздника Яран сувар – поднятие флага под аплодисменты присутствующих – предоставляется «королеве весне», в роли которой выступает лучшая производственница, активная общественница, участница художественной самодеятельности. Учитывая что этническое своеобразие народного праздника выражено во многих сторонах и элементах, в частности в языке, в костюмах участников и исполнителей, в национальной характерности музыкально – вокальной части, в соответствии всех элементов праздника исторически сложившимся особенностями духовной культуры и быта народа, его нравов и обычаев, в момент поднятия флага трудовой славы «королева весны» бывает специально одета в красочную национальную одежду, звучит лезгинская музыка. Вслед за этим коллектив художественной самодеятельности исполняет хор Яран сувар на слова известного автора Мамедова Юсуфа и музыку самодеятельного композитора Габибова Мурада в которой поется:
Чи гьевесдик кутаз лувар АцIай хунча алаз кьилел Ша, элиф вун азиз мугьман Гурлу ийиз чи мехъер, мел Вун хвашгелди гатфар масан, Яран сувар, Яран сувар, Ваз хвашгелди азиз мугьман, Яран сувар, Яран сувар, Чи бубайрин аманат яз, Чи дагълара амазма вун, Гьар са кIвале, гьар са хуьре, Кьиле тухваз аквазва вун. |
Воодушевляя нас, Принося с собой изобилие, Приходи, будь гостем, Приноси нам радость в работе, Добро пожаловать весна, дорогая, Яран сувар, Яран сувар! Добро пожаловать, дорогой гость, Яран сувар, Яран сувар, От отцов (дедов), как дорогой, У нас в садах еще сохраняешься ты В каждом доме и селе, Справляют тебе, наш праздник. |
Митинг, посвященный Яран сувар открывает один из руководителей района. Он поздравляет всех тружеников с началом весны, желает им успехов в новом сельскохозяйственном году. С докладом об итогах минувшего года и задачах на предстоящий выступает один из руководителей передового хозяйства. На трибуну поднимаются руководители хозяйственных коллективов района, которые сообщают о готовности своих хозяйств к весенним плевым работам. В этом плане современный праздник Яран сувар служит также праздником демонстрации готовности хозяйств к весенним полевым работам.
После рапортов все организованно, в сопровождении музыки, песен, во главе с руководителями районных организаций, устремляются на поляну, где выведена на линию готовности для осмотра сельскохозяйственная техника хозяйств райцентров и ближайших сел. Требовательное жюри, состоящее из высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства определяет передовые коллективы по подготовке техники к предстоящим сельскохозяйственным работам. Победители тут же награждаются грамотами районного управления сельского хозяйства, райисполкома. Наиболее отличившимися механизатором вручаются денежные премии, ценные подарки. Здесь также выступают коллективы художественной самодеятельности, молодежь танцует, веселиться.
Вслед за осмотром сельскохозяйственной техники идут приготовления для проведения первой борозды (кьуьгъвер сувар) в специально выделенном поле рядом с местом осмотра сельскохозяйственной техники. Момент подготовки и проведения первой борозды насыщен традиционными национальными символическими действиями, которые в далеком прошлом люди наделяли реальной силой, веря в их действенность по достижению желаемого результата. Эти действия на современных торжествах придают празднику в целом национальный колорит, театрализованность, эмоциональность. Следует отметить, что у лезгин, как и у всех народов Дагестана, праздник пахоты в прошлом выступал как отдельный календарный праздник.
Для проведения первой борозды готовят специальный плуг с волами, выделяется передовик производства, имеющие навыки пахоты, посева. Он, одетый в национальную одежду символические, под музыку, всеобщий смех, веселье, аплодисменты присутствующих проводит борозду и бросает в нее семена. Дети, юноши кидают в пахаря комья земли, бегут за ним, кричат и выселяться. Рядом же гудят мощные моторы современных тракторов с прикрепленным к ним лозунгами, призывающим досрочно заверить пахоту, посев зерновых. Они продолжают пахоту. Это церемония символизирует преемственность трудовых традиции земледельцев и преображения их труда в наше время. Как уже было отмечено, в современных условиях произошло слияние двух отдельных традиционных праздников – праздника начала весны и праздника пахоты, имевших в прошлом ярко выраженное религиозно- магическое содержание. Новый праздник полностью освободился от религиозно - магических моментов, приобретя развлекательный, театральный характер.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.