Лезгины, как и другие народы, отмечавшие этот праздник в пошлом, полагали, что чем шумнее, веселее и торжественнее он пройдет, тем якобы веселее пройдет для них весь год. Именно поэтому, кроме костров, они в прошлом устраивали с наступлениями темноты факельное шествие, песнопения, восхваляющие весну, будущий урожай и т. д. Кроме того, чтобы придать празднику особую торжественность, шумность, молодежь задолго до праздника запасалось шариками из глины, которые в ночь на 22 марта выпускали из пращи в воздух. В них втыкались сухие ветки бурьяна, которые поджигались, прежде чем выпускались. В воздухе они описывали огненные дуги и, падая на землю, лопаясь, издавали шум. Для большого шума специально делали отверстия в больших камнях, клали туда порох или другое взрывное вещество и поджигали. Производили так же шум стрельбой из ружей. Естественно, такие действия людей были небезопасны для окружающих и для самих исполнителей (случались травмы, ожоги и т.д.). Но в целом праздник проходил торжественно.
Подобные действия в прошлом практиковали и другие народы Дагестана и соседнего Азербайджана. Все действия людей в ночь на 22 марта являлись магическими приемами, в силу которых люди особенно верили из-за ограниченности их знаний о явлениях природы и которые должны по их представлениям помочь весне вступить в сои права и направлены были против холодной зимы, морозов. О подобных действиях при наступлении весны у многих народов мира нам дает сведения Дж. Фрэзер. Во всех этих действиях по классификации обрядовой символики И.И.Фурсина, преобладали телодвижения (игра, танцы с характерными жестами и движениями). Кроме того, лезгины полагали: каким будет 22 марта (дождливый, холодный, пасмурный, солнечный, теплый и т.д.), таким должен быть весь предстоящий год. Хорошим предзнаменованием считался солнечный день.
Вплоть до 40-х годов прошлого столетия праздник сохранял некоторые пережитки прошлого, когда молодые люди, дети вечером 21 марта ходили с сумками, мешочками по селению, забирались на плоские крыши домов и, прикрепив к веревкам, спускали через дымоход или световое отверстие крыши свои сумки, мешочки, приговаривая слова поздравления с наступлением весны: Салам алейкум, сувар мубарак! – Гайидан кIвале рагъ, тагайдан кIвале чIагъ! - «Солнце тем, кто пожертвует, галка тем, кто не пожертвует!» (Галка, в представлениях лезгин, приносила горе людям. Такое отношение к этой птице, вероятно, исходит из ее черного цвета, цвета траура. Здесь сказывалась магия цвета). Хозяйки, которые специально для этого запасались продуктами, клали в сумки, мешки различные лакомства: орехи, яблоки, сушеные фрукты, варенье яйца и т.д. Причем количество их должно быть семь. Это хождение по селению продолжалось и на следующий день. Молодежь, дети группами захаживали в каждый двор и пели песни, восхваляющие весну:
Атана чаз гуьзел гатфар, Авуна чна яран сувар, Амач гила живер, муркIар, Чаз бул хьана селлер, вацIар Мулдин цуьквер дагъ – дере, Чубарукар вили лифер, Ажеб гуьзел вахт я гатфар! |
Пришла к нам прекрасная весна, Отметили мы Яран сувар. Нет больше снегов и льдов, У нас много теперь воды. Фиалками полны горы и долины, Прилетели ласточки и сизые голуби, Какое прекрасное время весна! |
Устраивали так же борьбу, соревновались в резвости, хозяйки выносили лакомства, которые после обхода селения все участники шествия делили между собой на окраине селения.
Подтверждением тому, что все действия людей при наступлении Яран сувар были магическими совершаемыми с целью «изгнания» зимы, холодов и помощи весне вступить в свои права, являлись игры людей, широко практиковавшиеся в этот день и вечером 22 марта. Так, самыми распространенными играми были лам сухар (гилачий наездник), чуьнуьхар - суьрсегъар (прятки), къабак (тыква), север къугъун (играть в медведя), яран сикIер (ярские лисицы). Не вдаваясь в подробности описания каждой в отдельности из этих коллективных игр, отметим, что все они сходны в разделении играющих на две группы, стоящие одна против другой. Проигравшей считалась та сторона, у которой набиралось меньше очков. В большинстве случаев игры, имея незначительные локальные особенности в различных лезгинских селениях похожи на русскую игру «жмурки». Это противостояние и борьба двух играющих групп являлась вероятно, инсценировкой противостояния и борьбы зимы и весны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.