Именно воспоминаниями о родине навеяны его иллюстрации в биографической книге «Страна последних рыцарей», а также портреты его жены, в которой он искал черты замкнутых аварских красавиц, и конечно, в воображаемых портретах самих аварок, для которых ему, позировала та же Мелани.
Рассматривая репродукции и фотографии произведений Мусаясул, выполненных в 30-е и 40-е годы и хранящихся в собрании его вдовы в Нью-Йорке, можно провести параллели с его ранними работами из Махачкалинского художественного музея и попытаться найти разгадку судьбы художника, так рано оторванного от истоков родной культуры.
Поэтому поводу М.К. Мусаев Манижал писал: «Разлука и расторжение связей с Родиной всегда трагедия для настоящего художника, а тем более для горца. Но какую свободу творчества мог предоставить Халил-Беку тогда его родной Дагестан, попавший в смертоносные тиски для всего неординарного.»
Создавая галерею женских образов, Мусаясул сознательно или неосознанно сублимировал ностальгические чувства, которые сродни «чувствам ребенка, оставшегося сиротой в раннем возрасте». Поэтому и образ женщины в его живописи, зачастую не просто гимн кавказским красавцам и образ, воплощающий в себе материнское начало, родину в ее земном женственном воплощении. Особенно характерна в этом отношении его картина «Девушка из Дагестана». (см. приложение, III). Под традиционной кавказской одеждой угадываются мягкие и нежные формы цветущего тела девушки.
Х.-Б. Мусаясул оставляя свои послания, свои картины надеялся, что они дойдут, хотя бы через целую жизнь. Одна из его записей гласит: «Я, ведомый воспоминаниями, я надеюсь, что я вернусь. пусть продлится моя юность, пусть продлится вся моя жизнь, но я все же вернусь на родину. »
В 1999г. институту искусств ДГПУ было присвоено имя Халил-Бека Мусаясул, учреждены и впервые вручены его именные стипендии, а на здании института появилась соответствующая «мемориальная доска». Фонду Шамиля удалось издать книгу о Дагестане «Страна последних рыцарей», написанную художником в далекой Германии на немецком языке. И самое главное, к 18 июня 1999 г. было приурочено открытие первой на родине выставки работ и личных вещей Халил-Бека.
Его творчество органично вошло в современное дагестанское изобразительное искусство и обогатило его. Очевидно, что можно провести параллели между работами Халил-Бека и работами современных дагестанских художников, например Х.М. Курбанова. Особенно очевидны эти связи в портретном жанре. Курбанов в своем портрете «Андийка» изображает свою современницу в андийском костюме, приближая к нашей жизни ценнейшие традиции прошлого, также как в свое время Халил-Бек Мусаясул.
Самому художнику так и не удалось вернуться на родину. Хотя большинство его работ свидетельствуют: Халил-Бек не забыл свой родной край.
Заключение
Искусствоведческий анализ творчества Х-Б Мусаясул представляет значительные трудности как в силу объективных причин, поскольку изобразительное искусство – это наиболее сложная сфера художественного творчества, так и в силу субъективных причин, поскольку исследователи пока не располагают достаточным материалом, в частности иллюстративным.
В настоящее время идет долгожданное, хотя и медленное «возвращение Халил-Бека на Родину». Долгожданное, потому что именно в последние годы в искусстве наблюдается зрелище надуманных поисков, вычурности «почерков» и «манер», «амбициозного самоутверждения», скрывающих отсутствие чувства, мысли, а порой элементарного мастерства. Именно на этом фоне особенно выделяются произведения Халил-Бека Мусаясул.
В данной работе рассматривались проблемы творческого становления и развития личности Халил - Бека, как художника (I.), анализировались три основных этапа творчества художника (II.), а также оценивалось явление Х-Б Мусаясул, его творчества в художественной культуре Дагестана (III.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.