Одна из картин Халил-Бека Мусаясул – Манижал так и называется «Возвращение». Молодой горец в походной одежде с не отстегнутой еще саблей вошел в родной дом. Отсюда он уходил, чтобы защитить самое дорогое, что есть у каждого: свою семью – мать, жену, сестру, детей – свои корни и свое будущее. И вот он снова дома. Вернулся целым, невредимым, любящим и любимым, вернулся долгожданным. «Уста героев не мы, но зритель явно слышит разговор. Говорят даже не столько взгляды, сколько скупые, но выразительные жесты» - отмечает М.К. Мусаев-Манижал [7,с31-32]. Всплеснула руками старая мать, таких старух с обветренными морщинистыми лицами и сейчас можно встретить в любом селении Дагестана. Прижала руку к груди, чтобы унять стук сердца, сестра. Но жест самого героя обращен к хрупкой женщине на переднем плане. Этот вопрошающий жест властен и нежен. А она, как будто не проснулась еще от долгого ожидания. Она еще не совсем верит своему счастью, но рука ее трепетно и робко тянется к своему любимому.
III. Халил-Бек Мусаясул в художественной культуре Дагестана
Многонациональная структура Дагестана, безусловно накладывает отпечаток и на его изобразительное искусство, прежде всего в известном отношении осложняет проблему выявления его национального своеобразия, отношения к традициям народного творчества. Художникам Дагестана приходится идти труднейшим новаторским путем постепенной разработки, сложения и развития совершенно нового явления – единой дагестанской художественной культуры, основа которой (национальное наследие) синкретически сочетает и объединяет в себе несколько культур.
Первым этот путь прошел Халил-Бек Мусаясул, опираясь на опыт мирового профессионального изобразительного искусства, но при этом обращаясь к дагестанской тематике.
В 20-е гг. дагестанское искусство выдвинуло немало крупных талантов. М.А. Джамал, М.К. Юнусилау, Х.Б. Аскар-Сарыджа – каждый из этих художников имеет свой особый круг тем и образов в живописи и скульптуре, свой отчетливо выраженный почерк. К наиболее ярким самобытным мастерам принадлежит Х-Б. Мусаясул.
Дарование Мусаясул отличается широким диапазоном – портреты, пейзажи, сюжетные композиции, графические работы для изданий. И все, что бы он ни делал, отмечено глубоко индивидуальным видением мира, своеобразной остротой восприятия, высоким техническим совершенством.
Х-Б Мусаясул исторически значителен и интересен тем, что в разгар всеобщего увлечения бесчисленными разновидностями стилей (футуризм, кубизм, абстракционизм т.д.) он остается продолжателем реалистического искусства, не отбрасывая лучших традиций прошлого.
Простой и искренний художник вдохновлялся реальной жизнью, которую умел только наблюдать. Мусаясул проницательно усматривал в окружающем то, что считал самым главным.
Портрет, как очевидно, был излюбленным жанром художника. Лица портретов, обращенные к зрителю, приветливы и открыты. Особенно в них пленяет благородство, скромность и достоинство. Череда женских образов «Портрет баронессы Мелани Мусаясул», «На балконе» и др. (см. Приложение, II-VI) и полна полузабытой прелестью женственности и грации. В передаче психологической характеристики модели в работах Халил-Бека, важен не только колорит, но и линейный ритм. Художник так наблюдателен и так правдив, что как бы помимо намерения достигает портретной характеристики в мимике лица, в структуре всего тела, в его позе и движениях.
При этом, национальное проявляется не только во внешнем – в достоверности типов людей, их костюмов и поведения, но в и в чем то более глубоком, идущем от сердца.
Оторванный от родины, он стремится воскресить в своем воображении картины дагестанской жизни, быта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.