В 1921 году Халил-Бек возвращается в Мюнхен, чтобы продолжить прерванное обучение в Королевской Академии художеств. В 1926 году он завершает учебу. Здесь, в Германии перед ним открылись большие перспективы. Для своего совершенствования. Халил-Бек решает остаться в Мюнхене и постажироваться в мастерских известных художников Европы, чем вызывает гнев властей своей страны. С этого времени он попадает в немилость и оказывается в числе «лишенцев» Родины.
Халил-Бек много ездит по странам ближнего Востока, работает в Испании, Швейцарии, природа, которых кажется ему в какой-то мере созвучной природе родного Дагестана. Этот период его творчества характеризуется наличием большого количества пейзажей и этюдов.
Но при этом художник не уходит и от своего любимого жанра портрета. Его «Аварка» 1937г. – это и ностальгическое воспоминание, обретающее классическую форму портретов Кватроченто (раннее Возрождение) с его вниманием к детали, «способности в капле видеть вечность .»
Угловатая пластика жеста, околдовывающий взгляд суровых и в тоже время нежных глаз, намек на таинственную леонардовскую полуулыбку наполняет портрет необычайной многозначностью, « придает ему иконный образ.»
В «Мадонне» Халил-Бека классическая композиция насыщена громадным внутренним напряжением . (см.Приложение ,IV)
Женские лики на картинах Халил-Бека всегда чуть печальны и наполнены классической красотой.
После Второй мировой войны Халил-Бек переезжает в США. Чем и ознаменовался третий и самый краткий период его творческой деятельности. Он поселился на постоянное жительство в Нью-Йорке. Художник купил просторную мастерскую, много работал. С новой силой развернулось его творческое дарование.
Ведущее место в творчестве Халил-Бека Мусаясул в этот период занимает портрет во всех его жанровых разновидностях, типах и формах. Как отмечает М.И. Магомедова – Чалабова: «Это портреты – типы, это портреты – картины, исторический портрет, групповые портреты – картины, автопортрет». [11, С. 47].
В психологическом портрете Халил-Бек Мусаясул привлекает духовный мир человека без «маски». С особой силой и глубиной это проявилось в автопортрете художника 40-года. В нем не только верный и тонкий самоанализ творческой мысли, но и нечто большее – отражение духовных переживаний. Особенно впечатляет обращенный в зрителю сосредоточенный, встревоженный, пристальный взгляд. В таких работах художника, как «Портрет Баронессы Мелани Мусаясул» , «Девушка из Дагестана» прослеживается отточенность рисунка, изысканность колорита и абсолютное сходство с оригиналом, а также таинственная внутренняя красота (см. Приложение II-III). Примечательно то, что все работы этого периода пронизаны тоской по Родине.
Как пишет М. К. Мусаев Манижал: «Только в снах он возвращался на Родину. Вновь испытывал полузабытый трепет, с которым впервые дотронулся до танственно-мерцающей насечки на серебряных ножнах кинжала деда. С мельчайшими подробностями видел и знакомую тропинку, ведущую к дому, горянок со строгими и прекрасными лицами, спешащими за водой. Нежная зелень на склоне манила прилечь. Знакомый родник так ласково и призывно журчал, что в который раз он не выдерживал соблазна и жадно приникал к его обжигающей холодом струе, воспаленным от жажды ртом. Но ни разу, ни разу он не мог напиться до конца. На этом месте сон всегда обрывался…». [7,с 31-32]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.