Управление персоналом
инновационной организации
1. Выделяются следующие типы менеджмента:
• авторитарный (эффективен для оперативной работы и быстрого достижения целей, менеджер нацелен на быстрое достижение результата);
• консультативный (применяется обычно в стабильных компаниях, для данного типа характерно коллегиальное принятие решений).
В инновационных организациях ни один из видов менеджмента не применяется в чистом виде, они всегда присутствуют одновременно. Основные требования к инновационным менеджерам:
• наличие высокого научно-технического и экономико-психологического потенциала;
• способность прогнозировать возможные форс-мажорные ситуации и катаклизмы;
• умение находить пути преодоления кризисных ситуаций;
• нацеленность на продвижение инновационного процесса;
• осуществление отбора нововведений;
• создание и управление творческими коллективами;
• формирование портфеля заказов на научно-исследовательские разработки;
• координация проводимых научных работ и исследований. Функции менеджера инноваиионного подразделения:
• ведение переговоров и заключение договоров на разработку инноваций;
• формирование подразделения;
• разработка:
• кадровой политики подразделения;
• критериев отбора и способов подготовки сотрудников;
• определение:
• методов и форм мотивации и материального поощрения;
. видов необходимого лабораторного оборудования для исследований;
• определение и поддержание соотношения фундаментальных и прикладных разработок;
• контроль соответствия инновационных исследований перспективным целям организации;
• контроль и установление сроков реализации инновационных программ.
2. Факторы, определяющие численность специалистов инновационного коллектива:
• трудоемкость исследований;
• квалификация специалистов;
• использование сложных информационных технологий;
• количество разработок;
• сложность и многоэтапность исследований;
• планируемые расходы на проведение инновационных разработок. При формировании коллектива инновационной организации и оценке ее структуры используется метод моделирования ситуаций. Процесс построения модели ситуаций имеет следующие стадии:
• разработка концепции;
• проектирование модели;
• исследование модели;
• анализ результатов.
Принципы моделирования ситуаций:
• выявление и исследование ключевых элементов;
• сбор новой информации;
• доступность и простота изучения ситуации на примере модели.
С учетом требований к инновационному коллективу, формирование структуры менеджмента инновационной организации описывается экономико-математическими моделями. Этапы формирования структуры менеджмента инновационного коллектива: ^ определение:
• последовательности операций;
• состава работ;
• трудоемкости исследований;
• критериев и коэффициентов выполнения работ и достижения результатов;
• временной продолжительности и сложности исследований;
• количества подразделений и специалистов;
• квалификационного состава специалистов;
• размера нагрузки на подразделения;
• структурирование подразделений в соответствии с выполняемыми функциями;
• распределение специалистов по должностям внутри подразделений;
• формирование структуры менеджмента коллектива.
3. Критерии отбора специалистов для проведения инновационных ис следований:
• уровень и профиль образования;
• инициативность;
• любознательность;
• высокие интеллектуальные способности;
• умение применять теоретические знания на практике;
• высокий профессионализм;
• высокий уровень практических навыков; »/ склонность к исследовательской работе.
Пути улучшения работы с персоналом в инновационной организации:
• проведение мероприятий по расширению кругозора сотрудников;
• улучшение работы специалистов как теоретиков, так и практиков;
• развитие проведения исследований с заданными параметрами;
• управленческая подготовка специалистов;
• обеспечение карьерного роста.
Основные черты творческого инновационного коллектива:
• неустойчивость и риск при творческом решении проблем;
• работа с максимальной отдачей;
• высокая концентрация на проблеме исследования;
• учет новых идей и решений;
• ведение также незапланированных исследований;
• постоянный поиск новых идей;
• проверка предлагаемых решений и мнений авторитетов;
• медленный переход к решению конкретных задач. Творческие коллективы формируют новые инновационные структуры. Особенности новых инновационных структур:
• участие сотрудников в процессе принятия управленческих решений;
• коллективное общение и обсуждение работ, активный обмен информацией;
*/ взаимное доверие.
4. Основные методы инновационной мотивации:
• высокая заработная плата;
• удобный график отпусков;
• карьерный рост;
• повышение квалификации, обучение;
• признание коллектива;
• интересная работа;
• хорошее техническое оснащение рабочего места;
• эффективное планирование рабочего дня;
• отсутствие дополнительных нагрузок.
Дополнительные факторы, имеющие второстепенное мотивирующее значение:
• премии;
• общественное положение;
• четкое определение работ и полномочий;
• свобода при определении направления работ и исследований;
• общественные мероприятия;
• отсутствие сверхурочных работ. Инновационные методы мотивации:
• разработка "прозрачной" системы премирования;
• формирование командного духа внутри коллектива;
• организация:
• спортивных и праздничных мероприятий;
• кружков в соответствии с интересами сотрудников;
• отдыха и досуга сотрудников;
• подарки на дни рождения;
• предоставление дополнительных благ за счет компании.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.