Эвтаназия - правовой и моральный аспекты. Ценность жизни

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Выполнила:

Научный руководитель:

ЭВТАНАЗИЯ - ПРАВОВОЙ И МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

"Для одних смерть - кара, для других - дар, для многих - благо."

Сенека

Ценность жизни с начала возникновения человеческого общества понималась с точки зрения узкопрактических целей. Человеческое сознание изначально практично, и представления, которыми оно оперирует, выражают конкретно- исторический интерес людей. Идея ценности жизни - относительно поздний исторический феномен[1]. Она, как и трагедия индивидуальной смерти, отсутствует в древнем обществе. Самоубийство на ранних стадиях человеческого общества - вынужденный шаг. Субъективная ценность жизни растворялась в ее утилитарной ценности[2]. Платон в "Государстве", Аристотель в "Политике" говорят о необходимости умертвлять людей, бесполезных государству[3].

Основная причина изменения отношения к ценности жизни - замена личной зависимости отношениями вещной зависимости. За счет этого жизнь воспринимается как личная ценность, а не ценность рода, этноса[4].

Хотя в XX веке Гитлер вводит в действие программу "Эвтаназия" по умерщвлению умственно отсталых и психически больных в газовых камерах[5].

Эвтаназия (от лат. euthanazia (eu- хорошо и thanatos - смерть) хорошая, "блаженная" смерть)[6]. В современной биомедицинской этике оно приобрело терминологический смысл и обозначает безболезненное приведение безнадежно больного к смерти. Предполагается, что в особых случаях необратимой и мучительной болезни смерть может считаться благом для умирающего или, по крайней мере, не является для него злом. Речь идёт о ситуациях, когда развитие фармакологии и биомедицинских технологий позволяет достаточно долго поддерживать жизнь больного, находящегося в необратимо бессознательном состоянии, либо продлевать жизнь смертельно больного и мучительно страдающего пациента. Обычно бессознательные состояния и невыносимые боли бывают в масштабе человеческой жизни кратковременными; они или быстро проходят, или заканчиваются летальным исходом. Современные фармацевтические средства и биомедицинские технологии позволяют растягивать такие состояния на годы и десятилетия.

"Человек, его права и свободы - высшая ценность" - правовой абсолют ст.2 КРФ. Далее, в ст.20 КРФ, закрепляется само физическое существование человека как биологического существа, частицы общества и субъекта правовых отношений - право на жизнь.

Если право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 КРФ) исчерпано и дальнейшее оказание больному медицинской помощи только усугубляет и продлевает его страдания, то надлежит использовать более общую по кругу регулируемых отношений ст.20 КРФ.

Это право предполагает возможность человека самостоятельно распоряжаться своей жизнью и возникновение ситуации, когда человек, решивший добровольно прекратить свою жизнь, физически не в силах этого сделать, влечёт ограничение его права[7].

Клятва врача, внесённая Основами законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" ВСРФ 22.07.1993 №5487-1 содержит запрет "никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии".

Эвтаназия включает в себя комплекс взаимосвязанных аспектов среди которых выделяют:

  • биолого-медицинский аспект
  • уголовно-правовой аспект
  • религиозный аспект
  • морально-нравственный аспект

Наиболее важными являются уголовно-правовой и моральный аспекты. Правовая регламентация необходима для выделения проблемы как таковой, остальные аспекты являются уже второстепенными ( подготовкой к уже регламентированному совершению) Из них моральный - наиболее яркий и значимый.

Биолого-медицинский - установление категории пациентов, по отношению к котрым может рассматриваться возможность применения эвтаназии. Таких больных можно разделить на две категории:

1) больные, биологическая смерть для которых неминуема и сопровождается физическими страданиями

2) больные, находящиеся в устойчиво вегетативном состоянии (проблема

Похожие материалы

Информация о работе