Выполнил: Гарин Денис
Научный руководитель: к.и.н. и.о. проф.
Проблемы моногородов в угольной отрасли производства
на примере г. Партизанска
90-е годы явились началом длительного периода коренных перемен в жизни российских городов. Небывало затяжной и глубокий экономический кризис, неупорядоченные и всеобщие реформы привели к беспрецедентному обострению хронических и лавинообразному нарастанию новых проблем функционирования городов. С огромными трудностями столкнулись все без исключения городские поселения – от многомиллионных мегаполисов до совсем небольших поселков городского типа.
С существенным рядом проблем столкнулись в последнее десятилетие и большие, и малые российские города, в которых расположено хотя бы одно среднее или крупное предприятие, переживающее непростой период спада производства, неплатежей и своего реформирования. Но особенно острой оказалась ситуация именно в тех городах, где такое предприятие – одно единственное, обеспечивающее и рабочие места, и социальную инфраструктуру, и жилищно-коммунальное хозяйство, и городской бюджет. Речь идет о так называемых монопрофильных городах и градообразующих предприятиях.
Моногород – это город с монопроизводственной структурой или монопромышленный город.
Монопрофильный город – это не только город-завод, это, как правило, еще и малый город со своими особыми экономическими условиями и социально-психологическими характеристиками жителей. Жителю малого города гораздо труднее воспользоваться возможностями, предоставляемыми экономической либерализацией. Труднее найти другую или вторую работу, сменить профессию, получить образование и т. д. Житель малого города практически лишен тех альтернатив, которые связаны с условиями проживания в крупном городе и которые, в конечном итоге, снижают остроту кризисной ситуации для каждого горожанина в отдельности и для городского общества в целом.
В отличие от крупного города, малый город невозможно рассматривать в отрыве от сельского окружения, с которым он гораздо более интегрирован, нежели его крупный аналог. Но опять-таки, этим безусловным, по нынешним меркам, преимуществом обладают не все малые города, а только те, что расположены в благоприятных климатических условиях.
Среди многих факторов, определяющих многогранную жизнедеятельность любого города, по силе и многоаспектности воздействия выделяется экономический базис города, образуемый сложившейся в нем структурой промышленных предприятий и производств. Именно индустриальный потенциал традиционно формирует облик современного российского города. Само наличие и число промышленных предприятий, их размеры и отраслевая принадлежность определяют главные параметры городской среды и качества городской жизни – наличие рабочих мест и уровень доходов, развитие социальной инфраструктуры и транспортное обслуживание, обеспеченность жильем и надежность коммунального хозяйства и т. д.
Экономический кризис 90-х негативно отразился на многих отраслях производства, но особенно остро сложилась ситуация в угольной сфере производства.
Напомню что, в СССР угольная промышленность относилась к так называемым базовым отраслям промышленности и рост объемов производства угля был одним из государственных приоритетов.
Если до 1991 года развитие угольной отрасли происходило в условиях действия чрезвычайно низких транспортных тарифов, принятых в плановой экономике, то резкое повышение железнодорожных тарифов в 1992 и 1993 гг. привело к коренному изменению условий рыночной конкуренции между угольными бассейнами и отдельными угледобывающими компаниями.
Неудовлетворительное финансовое положение угольной промышленности определялось не только проблемами, возникшими в ходе реформы экономики, но и факторами, которые накапливались в течение десятилетий и носили глубинный характер.
Многие угольные шахты и разрезы, заложенные 40-50 лет назад, отрабатывали запасы угля, которые по общепризнанным в мировой практике нормам являлись некондиционными по таким параметрам, как глубина залегания, мощность и гипсометрия пластов, опасность по внезапным выбросам, газовыделению и т. д.
Более половины действовавших в начале 90-х годов шахт имели возраст, превышающий 40 лет, и длительное время не реконструировались. В результате шахтный и карьерный фонды были изношены, оборудование в большинстве случаев не соответствовало мировому уровню. Только 35% добываемого угля подвергалось обогащению. Традиционно сложившиеся схемы использования угля путем его сжигания в промышленных топках являлись экологически неблагоприятными.
Таким образом, к середине 1993 г. стало очевидно – угольная отрасль в том виде, в котором она сформировалась в условиях планово-распределительной экономики, не может существовать в условиях рыночной экономики. Дальнейшее доминирование убыточных производств, безудержный рост себестоимости продукции, ориентация на добычу угля подземным способом – все это являлось слишком тяжелой обузой для федерального бюджета. Реформа угольной промышленности стала безальтернативной.
В угольной промышленности России в конце 90-х гг. было занято около 400 тысяч человек. От данной отрасли зависела жизнь почти такого же числа пенсионеров и тех работников, которые были связаны с этой отраслью еще 4-5 лет назад. Тогда в ней трудилось около 1 млн. человек. Вместе с семьями это составляло примерно 2,5-3 млн. человек, на положение и настроение которых непосредственно влияла ситуация в угольной промышленности. В более широком смысле состояние угледобычи сказывается на жизни всего населения 64 угольных городов и 76 крупных поселков городского типа, в экономике которых угольная промышленность играет ведущую роль.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.