Экологическое право – 5, 05.10.00
В прошлый раз мы рассмотрели нормативы качества. Узнали, что есть предельно допустимые концентрации, предельно допустимые выбросы вредных веществ, предельно допустимые уровни воздействия на окружающую среду и многое другое. Тем не менее, еще осталась небольшая часть – есть еще предельно допустимые нагрузки (ПДН) на окружающую природную среду. Нормирование ПДН совершенно необходимо при развитии определенных территорий, строительстве новых городов, реконструкции городов, населенных пунктов с тем, чтобы выяснить, какова емкость природы, сколько она может позволить давить на нее, на природную среду.
Предельно допустимые нагрузки – это размер антропогенного воздействия на природную среду, на природные ресурсы, на природные комплексы, не приводящий к нарушению экологических функций природной среды. Это та черта, за которую переступать нельзя при планировании строительства, при новом социально-экономическом развитии тех или иных территорий. Цель разработки ПДН всё та же – согласование экологических и экономических интересов.
В законе не даны те параметры, критерии, по которым должны определяться ПДН. Это содержится в природоресурсном законодательстве. Там есть нормы ПДН по лесу, по хвойным лесам, по лиственным. Например, считается, что лес не утратит свои экологические функции тогда, когда в нем постоянно будут проживать не более 12-15 человек на гектар.
Строго определено количество людей, посещающих заповедники, сколько людей может пребывать в национальных парках без того, чтобы это не сказалось вредно на национальном парке. Число охотников на количество диких животных или количество охотников на единицу охотничьих угодий, количество диких копытных животных в лесах на единицу охотничьих угодий, максимальное или предельно допустимое количество домашних животных на единицу пастбищных угодий – все строго нормируется и даются соответствующие рекомендации по таким вопросам.
Разрабатывают рекомендации по допустимой нагрузке различные органы, точно не определено в законодательстве, какие именно. Обычно это тот специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, который ведает определенным природным ресурсом, это местные органы государственной власти, это рекомендации практиков и ученых. Не считаться с ПДН сейчас совершенно нельзя. А тогда, когда не считались с этими нагрузками, например, такие крупные города, насыщенные промышленностью, как Уфа, Кемерово и многие другие, показали, что это приводит только к большим негативным последствиям. Или, например, не считлись с теми рекомендациями, которые выдавались Калмыкии, в результате чего там превысили количество скота на пастбищные угодья и во многих регионах это привело к так называемому опустыниванию, к необратимым последствиям. Там повлияли еще природные условия: постоянно дуют ветры и сносится гумусный слой, после чего территория превращается в пустыню.
И последний вопрос прошлой темы – это нормирование санитарных и защитных зон. Санитарные и защитные зоны, говорится в законе, устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнений и других воздействий. Нормативы санитарных и защитных зон определяются их характером, целями и задачами и выполняют взаимосвязанные функции – оздоровительную и охранительную.
Зон много, я приведу лишь небольшой перечень зон. Это санитарные, защитные зоны, санитарно-защитные, например водоохранные, причем водоохранные зоны состоят из нескольких
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.